вторник, 27 марта 2012 г.

Основные средства

Нормативные документы, которые нужно знать!

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6\01 (утв. Приказом Минфина России от 30.01.01г. № 26 (с изменениями от 18.05.02г. № 45н).
  2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.03г. № 91н).
  3. Постановление Госкомстата РФ от 21.01.03г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
  4. ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство».
  5. Письмо Минфина № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций».
  6. Гражданский кодекс РФ (глава 34 «Аренда»).

Что такое основные средства

Основными средствами в бухгалтерском учете называют здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, вычислительную технику и тому подобное имущество, которое используется длительное время. Основные средства сокращенно называют ОС.
Отличительной особенностью  основных средств является то, что они не потребляются в процессе производства. Поясню на примере. На швейной фабрике ежедневно потребляются сотни метров ткани, сотни пуговиц и катушек с нитками. Будучи отпущенными со склада в цех, они превращаются в платья, костюмы и плащи, т. е. в готовую продукцию. Ткань, пуговицы и нитки — это материалы, они потребляются на протяжении одного производственного процесса, и никогда кусок ткани, ставший костюмом, не пройдет этого же производственного процесса второй раз. Такие активы называются оборотными. А швейная машина, на которой шьется готовая продукция, из года в год остается неизменной, ее физическая форма та же, что и была в момент покупки. Она может устареть, может сломаться, но она не потребляется в течение одного производственного процесса, а принимает участие в десятках и сотнях повторяющихся производственных процессов. Такие активы называются внеоборотными. Это и есть основные средства.
Основными нормативными документами для бухгалтера при учете основных средств являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6\01 (утв. Приказом Минфина России от 30.01.01г. № 26 (с изменениями от 18.05.02г. № 45н) и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.03г. № 91н).
Для того чтобы имущество называлось основным средством, оно должно отвечать следующим требованиям:
  1. использоваться в течение длительного времени, т.е. более 12 месяцев. Если организация производит такой вид продукции, выполняет такой вид работ или оказывает такой вид услуг, что ее производственный цикл составляет более 12 месяцев, то ОС должны служить больше одного производственного цикла.
  2. использоваться для производственных или для управленческих нужд организации.
  3. обладать способностью приносить организации доход.
  4. приобретаться не для перепродажи (потому что если Вы приобретаете имущество, чтобы перепродать его, то такое имущество называется товаром).
Объекты основных средств числятся на учете как инвентарные объекты. Это может быть:
  1. объект со всеми приспособлениями и принадлежностями (например, корабль, включая основной и вспомогательный двигатели, электростанцию, радиостанцию, спасательные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, навигационные и измерительные приборы, бортовой комплект запасных частей).
  2. отдельный предмет (копировальный аппарат).
  3. комплекс предметов, сочлененных между собой и представляющих единое целое (компьютер).
Правда, если разные части такого комплекса имеют разный срок полезного использования, они считаются разными объектами.
Срок полезного использования — это тот период, в течение которого организация собирается использовать ОС для получения дохода. Этот срок устанавливается организацией самостоятельно.
Бланки документов, которыми оформляется поступление, перемещение, выбытие ОС и прочие операции с ними, утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03г. № 7. Все эти документы имеют кодовое обозначение «ОС»: ОС-1, ОС-4, ОС-6 и т.д.

Приобретаем объект основных средств

Основные средства в организацию могут поступать разными способами.  Для Вашего удобства привожу  таблицу вариантов поступления основных средств.


Но наиболее распространенным является все-таки приобретение за плату. Поэтому его мы разберем более подробно.
Итак, в организацию поступает объект основных средств, предположим, копировальный аппарат «Xerox». Прежде всего, бухгалтеру должны быть представлены документы, подтверждающие прибытие актива в организацию. Вид документа зависит от того, у кого приобретен наш объект. Предположим, он приобретен непосредственно у изготовителя (то есть у того, для которого этот объект числится как готовая продукция), или у торговой организации (то есть у того, для кого объект числится как товар). Тогда таким документом будет накладная. В накладной указана продажная цена аппарата, она составляет 5 900 руб. (5 000 руб. + НДС 900 руб.). Прибывший объект приходуется на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств»:
Дт 08.4  Кт 60   5 000 руб.
Дт 19     Кт 60   900 руб. (18% от 5 000 руб.)
Для исчисления первоначальной стоимости основных средств во всех случаях их поступления предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». По дебету этого счета собираются затраты на приобретение, изготовление и сооружение основных средств, оприходованных по другим вариантам поступления, а также расходы, связанные с подготовкой их к эксплуатации. В зависимости от вида основных средств и способа их поступления первоначальная стоимость объектов основных средств отражается на различных субсчетах (см. табл.). Исключение составляет только оборудование, требующее дополнительных монтажных работ. Поступление такого оборудования приходуют на счете 07 «Оборудование к установке».
Какой бы объект основных средств Вы не покупали, его никогда не приходуют непосредственно на счет 01, он обязательно должен «побывать» на счете 08, и только со счета 08 объект переводится на счет 01.
При приобретении объекта ОС в его стоимость включается не только покупная стоимость, указанная в документах поставщика, но и прочие расходы, связанные с приобретением этого имущества. Например, если доставка, наладка, вознаграждение посреднику, через которого приобретено оборудование, и т.д. То есть в стоимость должны включаться все затраты связанные с доведением ОС до того состояния, в котором он  пригоден к использованию по назначению.

Порядок формирования первоначальной стоимости ОС

Допустим, аппарат  требовалось доставить в организацию. Поскольку организация не имеет собственного транспорта, доставку осуществила сторонняя транспортная компания, которая выставила счет на 1 180 руб. (1 000 руб. + НДС 180 руб.). Это приведет к необходимости сделать еще две проводки:
Дт 08.4   Кт 60     1 000 руб.
Дт 19      Кт 60     180 руб. (18% от 1 000 руб.)
К моменту непосредственного ввода имущества в эксплуатацию на счете 08.4 накоплено уже 6 000 руб.
Затем оформляется «Акт приемки-передачи ОС» по форме ОС-1. Он составляется комиссией и утверждается руководителем. Печать на таком акте не ставится, ведь он подписывается только одной стороной — покупателем. Состав комиссии должен быть утвержден приказом руководителя. Это может быть комиссия, которая принимает все основные средства, а может быть комиссия для приемки именно этого объекта ОС. Часто приходиться видеть, как Акт ОС-1 составляет бухгалтер, но он не должен этого делать. Получив утвержденный акт, бухгалтер на его основании оформляет «Карточку учета основных средств» по форме ОС-6, которая содержит данные акта. В карточке указывается, у кого храниться документация на оборудование. Карточка подписывается бухгалтером, и на протяжении «жизни» основного средства в данной организации это будет его «досье». Кроме того, важно, чтобы имущество было закреплено за материально ответственным лицом.
Теперь можно делать проводку:
Дт 01 Кт 08.4   6 000 руб.
Если объект основных средств приобретается у организации, у которой он уже использовался в работе именно как объект основных средств, то вместо накладной будет другой документ — непосредственно Акт приемки-передачи ОС по форме ОС-1. Этот документ подписывается уже двумя сторонами — продавцом и покупателем — и на нем обязательно ставятся печати сторон. На основании этого акта также оформляется карточка по форме ОС-6. Проводки выглядят аналогично.
Для организации, которая приобретает основное средство, первоначальной стоимостью основных средств будет та стоимость, что сформировалась в процессе приобретения. Даже если оборудование было у кого-то в эксплуатации и Вам передают его по остаточной стоимости, для Вас это будет все равно первоначальная стоимость.
При оценке поступающего имущества действует золотое правило: основное средство стоит столько, во сколько его приобретение и «доведение до ума» обошлось организации. Исключение составляет безвозмездное получение — в этом случае имущество оценивается по рыночной стоимости, то есть по той, по которой она свободно обменивается на свободном рынке.
Организация может обосновать эту цену. Но ведь далеко не все имущество свободно продается и покупается. При невозможности обосновать цену своими силами придется привлекать стороннего специалиста — независимого оценщика. Деятельность оценщика лицензируется, поэтому необходимо попросить его предоставить копию лицензии.
В зависимости от степени поступления, технологических и отраслевых особенностей выделяется и специфика формирования первоначальной стоимости объекта основных средств. Здесь выделяют три основных вида:

Группы основных средств

  1. Объекты, требующие монтажа (сборки).
  2. Объекты, вводимые капитальным строительством.
  3. Объекты основных средств, не требующие осуществления строительно-монтажных работ при подготовке к эксплуатации, к которым можно относить земельные участки, объекты природопользования, отдельные объекты основных средств, приобретаемые вне строительства (оборудование, транспортные средства и т. д.) и др.
К основным средствам, требующим монтажа или работ по их сборке, относятся технологическое, энергетическое и производственное оборудование. Учет требующего монтажа оборудования при поступлении ведется по счету 07 «Оборудование к установке» в сумме фактической себестоимости приобретения.
Учет объектов, вводимых капитальным строительством, регламентируется ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» и письмом Минфина № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций». В соответствии с этими документами к вводимому капитальному строительству следует относить здания, сооружения со всеми относящимися к ним обустройствами (галереями, эстакадами), оборудованием, мебелью, инвентарем, а так же при необходимости с прилегающими к ним инженерными сетями, объектами внешнего благоустройства и т.д.
Кроме первоначальной стоимости, существует еще остаточная, восстановительная и ликвидационная стоимости. Эти виды стоимости возникают на разных этапах жизни основного средства:
Остаточная стоимость = первоначальная стоимость – амортизация.
Восстановительная стоимость = остаточная стоимость + восстановительные затраты (ремонт).
Ликвидационная стоимость = остаточная стоимость + затраты на демонтаж оборудования – полезные отходы по цене возможного использования.
Но для выявления того или иного вида стоимости основного средства необходимо определиться, что такое амортизация и как она рассчитывается. Об этом мы поговорим в следующем выпуске.



Комментариев нет:

Отправить комментарий