вторник, 27 марта 2012 г.

Подотчетные лица

Нормативные документы, которые нужно знать!

  1. Гражданский кодекс РФ (глава 10 «Представительство. Доверенность»).
  2. Постановление Госкомстата РФ от 01.08.2001г. № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет».
  3. Постановление Правительства РФ от 08.02.2002г. № 93 «Об установлении норм расходов организации на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».
  4. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Подотчетные лица — это сотрудники организации, которые получили денежные средства (авансы) от предприятия на хозяйственные, административные и иные расходы. А почему этих сотрудников называют подотчетными лицами? Да потому, что они должны представить в бухгалтерию письменный отчет об использовании полученных средств в качестве авансов либо вернуть неиспользованную сумму в кассу.
Когда работник получает деньги на закупку канцтоваров, или ему поручают заплатить другой организации за услуги наличными, или он направляется в командировку, во всех этих случаях он является подотчетным лицом.
ЗАПОМНИМ! Подотчетными лицами могут быть только сотрудники организации.
Постороннее лицо подотчетным быть не может. В принципе это могут быть любые работники организации, но обычно круг таких лиц ограничен, ведь у организации нет необходимости выделять каждому сотруднику денежные средства. Сотрудник не имеет права передавать выданные ему деньги другому лицу. Если сотруднику выдаются денежные средства, ему должно быть указано, на какие нужды они выданы и на какой срок. В течение трех дней по истечении этого срока подотчетное лицо должно отчитаться за расход и вернуть остаток средств. Если такой срок не указан, то считается, что он равен трем дням со дня выдачи денег, а для командированных работников – трем дням со дня возвращения из командировки. Если ездил в зарубежную командировку, то срок отчета составляет 10 дней с момента возвращения из командировки. Существует жесткое правило, установленное «Порядком ведения кассовых операций в РФ» (утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40): пока подотчетное лицо не отчитается за ранее выданные денежные средства, новые авансы ему выдавать нельзя.
Я рекомендую, приказом руководителя утверждать перечень подотчетных лиц с указанием того, когда и какие суммы им выдаются и когда подотчетные лица должны отчитаться за эти деньги.
Например, организация ежемесячно выдает заместителю главного бухгалтера 10 000 руб. на закупку канцтоваров, и отчитаться за эту сумму он должен не позднее 25 числа каждого месяца. Естественно, такое правило можно установить тогда, когда расходы носят более-менее регулярный характер. В общем случае денежные средства выдаются тому, кому это необходимо, и на тот срок, на какой это целесообразно.
Нет никаких законодательных ограничений по поводу того, на какой срок и какие суммы можно выдать. Тем не менее, здесь главным критерием должен быть здравый смысл и производственная необходимость. Можно выдать сотруднику 50 000 руб. для приобретения компьютеров, можно выдать ту же сумму работнику, если он едет в командировку на край земли для осмотра приобретаемого оборудования, но если организация выдает 50 000 руб. сроком на полгода для приобретения канцтоваров, которых полно во всех местных магазинах, это очень странно. При проверке налоговые инспекторы, скорее всего, догадаются, что организация просто дала эту сумму работнику взаймы, и организация будет признана виновной в недоплате налога на доходы физических лиц.
При отражении расчетов с подотчетными лицами первой операцией должна быть выдача денег, а второй — отчет за них, и не в коем случае не наоборот.

                           Варианты учета командировочных расходов.

Иногда организации делают такую ошибку: сначала сотрудник что-то покупает (например, книгу о бухгалтерском учете), отчитывается в том, что он купил, а затем организация оплачивает ему эту покупку. Такие суммы не являются подотчетными, а сам сотрудник в эту минуту не является подотчетным лицом. Ведь организация ему ничего не поручала, денег не выдала, на что их тратить, не устанавливала. Получается, что работник тратит собственные денежные средства, что-то на них покупает, а потом родная организация приобретает у своего сотрудника эти самые материальные ценности. Но такая сделка- это не отчет о расходовании подотчетных сумм (их не было), а покупка у физического лица, принадлежащего ему имущества. Так что сначала выдаются деньги, а потом проверяется, как они потрачены.
Выдача наличных денег под отчет обычно производится из кассы организации. Естественно, для этого у бухгалтерии должны быть основания. Во-первых, таким основанием может быть приказ руководителя, о котором я уже упоминал выше. Во-вторых, это может быть приказ руководителя на разовую выдачу денег. В третьих, это может быть его резолюция (типа «оплатить», «выдать») на каком-либо документе (служебная записка, счет и т. д.). Резолюцию может поставить не только руководитель, но и другое лицо (заместитель руководителя, главный инженер, руководитель филиала и т. д.). Другие лица могут отдавать распоряжение о выдаче подотчетных сумм только в том случае, если они на это уполномочены приказом руководителя.
НА ЗАМЕТКУ! Следует сразу четко определить круг документов, на основании которых бухгалтерия оформляет расходные ордера на выдачу подотчетных сумм.
Теперь немного слов о доверенности и о том, какие полномочия она дает получившему ее лицу.
Доверенность — документ, дающий право одному лицу, предъявителю, осуществлять действия, оговоренные в документе, от имени другого, выдавшего документ.
Если организация выдает сотруднику доверенность, то он действует от имени своего предприятия, и все документы, которые он получит от других организаций, будут оформлены на имя предприятия, которое он представляет. Он получит и накладную, и счет-фактуру (что позволит взять НДС в зачет). Если сотрудник доверенности не имеет, для других организаций — он частное лицо. Все, на что может рассчитывать этот сотрудник, — это кассовый и товарный чеки. В любом случае эти расходы могут быть приняты организацией, но бухгалтерские проводки немного различаются. Эти различия я покажу в таблице бухгалтерских проводок (см. ниже).
Доверенность выписывается в одном экземпляре, регистрируется в специальном журнале регистрации доверенностей и выдается на руки работнику, а у бухгалтера остается корешок от доверенности, в котором указываются все ее реквизиты. Поскольку работник представляет свою родную компанию в другой организации, то доверенность и остается в той организации. Когда работник вернется к работодателю, бухгалтер в корешке доверенности сделает отметку о выполнении поручения.
В доверенности указывается дата ее выдачи и срок действия. Если в доверенности не указан срок, то такая доверенность действует 1 год со дня выдачи. Если в доверенности не указана дата ее выдачи, то такая доверенность недействительна. Для получения материальных ценностей утверждена форма доверенности № М-2 (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997г. № 71а).
После выполнения поручения организации или возвращения из командировки сотрудник представляет авансовый отчет. Отчет должен быть заполнен самим сотрудником, а не бухгалтером. Очень часто именно поэтому организация ограничивает круг подотчетных лиц. Ведь не каждый человек может сразу грамотно заполнить авансовый отчет, и тогда бухгалтеру приходиться объяснять очередному новичку, как это делается. Если же подотчетные лица имеют дело с заполнением этих документов, они уже хорошо знают порядок заполнения. Авансовый отчет сдается в бухгалтерию вместе со всеми оправдательными документами, упомянутыми в отчете. Бухгалтер принимает отчет и документы, отрывает от отчета по линии отреза расписку, заполняет ее и отдает подотчетному лицу. Эта расписка служит оправданием для сотрудника, что все документы сданы им в бухгалтерию. Теперь за утерю чеков, накладных и т. д. отвечает бухгалтер. Авансовый отчет должен быть утвержден руководителем. Без этого бухгалтер не может принимать его к учету. После того как директор подписывает авансовый отчет, сотрудник считается отчитавшимся перед организацией за сумму, утвержденную в отчете. Если он еще что-нибудь должен организации, он возвращает это (чаще всего в кассу, реже — на расчетный счет). Если организация должна сотруднику, она выдает ему эту сумму (обычно из кассы).

Что делать, если подотчетное лицо не возвращает денежные средства и не отчитывается, либо не возвращает остаток подотчетных сумм?

В Трудовом кодексе предусмотрено, что удержания из заработной платы работника производятся для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а так же в других случаях (ст. 137 ТК РФ). Работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника этой суммы не позднее 1 месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания (и лучше, если он подтвердит это письменно). В любом случае общий размер удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 50 %. Если же работник возражает против суммы или срока возврата, или имеет другие претензии к организации, отношения придется выяснять в суде.
Организация может принять решение простить долг сотруднику, это право работодателя. Тогда будет считаться, что работник получил доход, и с такого дохода следует удержать налог на доходы физических лиц.
В любом случае, независимо от того, удерживать суммы, идти в суд или простить долг, должен быть издан приказ руководителя. Бухгалтер не имеет права предпринимать каких-либо действий без этого приказа.
Перейдем от общих моментов к частным. Если работник направляется в командировку, то, прежде всего, издается приказ руководителя о направлении сотрудника в командировку. Командированный – это лицо, связанный с организацией трудовым договором. В приказе указывается, кто, куда, зачем направляется и на какой срок. На основании приказа выписывается командировочное удостоверение, в котором указываются все эти сведения.
Правда, есть исключение: если работник отправляется в зарубежную командировку, командировочное удостоверение не выписывается.
Работнику должны быть выданы денежные средства на будущие расходы. Прежде всего, организация должна определить, как будут оплачиваться расходы на проезд и проживание сотрудника. Организация может приобрести билеты и оплатить гостиницу по безналичному расчету, но может выдать денежные средства командированному сотруднику, и он будет оплачивать это сам.
Разберем ситуацию на примере. Организация приобретает билеты (предположим, стоимостью 23 600 руб., в том числе 3 600 руб. НДС) и затем передает их командированному. В этом случае будет следующая последовательность бухгалтерских операций:
  1. Организация оплачивает билеты.
    Дт 60 Кт 51 23 600 руб.
  2. Билеты поступают в организацию.
    Дт 50-3 Кт 60 20 000 руб.
    Дт 19 Кт 60 3 600 руб.
    На счете 50, субсчет 3 «Денежные документы» отражаются оплаченные билеты, почтовые марки и другие подобные документы.
  3. Билеты выданы сотруднику, направляемому в командировку.
    Дт 71 Кт 50-3 20 000 руб.
Если сотрудник за все рассчитывается сам, то, выдав денежные средства из кассы, организация выполнила свои обязательства по обеспечению его проживания и проезда.
Выдача денег из кассы отражается проводкой:
Дт 71   Кт 50
Мы уже немного знакомы с НДС и знаем, что документом, дающим право на вычет НДС, является счет-фактура. Без этого документа НДС в зачет не берется. Командировочные расходы в этом отношении являются исключение: НДС, уплаченные за проживание и проезд, можно принять к вычету без счета-фактуры. Но при этом необходимо, чтобы в документах НДС был выделен отдельной суммой, а это не всегда бывает.
Кроме указанных сумм, сотрудник во время командировки получает так называемые суточные. Это сумма, установленная администрацией организации и представляющая собой, если так можно выразиться «деньги на карманные расходы» командированного лица. Например, если руководство организации установило размер суточных 300 руб. в сутки и работник направляется в командировку на 10 дней, то ему полагается выдать 3 000 руб., и при этом он не будет отчитываться в том, на что он их потратил и потратил ли он их вообще.
Суточные полагаются за каждый день командировки, причем день отъезда считается целым днем, и день приезда считается целым днем независимо от того, утром или вечером отбывает или прибывает транспортное средство. Размер суточных определяется приказом руководителя.
Но здесь есть одна важная деталь. Когда бухгалтер ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерскую отчетность, он принимает в расчет в качестве расчетов организации тот размер суточных, который установлен приказом директора. Когда бухгалтер считает налоги, он принимает в расчет размер суточных 100 руб. в сутки. Этот размер установлен законодательно специально для расчета налога на прибыль. Все, что выше этого предела, то есть остальные расходы на оплату суточных, при расчете налогов не считаются расходами. Поэтому иногда организации устанавливают размер суточных в бухгалтерском учете тоже 100 руб., хотя эта сумма слишком мала.
Отбывая в командировку, сотрудник должен поставить печать своей организации в командировочном удостоверении. Прибыв на место, он должен поставить печать организации, в которую направлен. Отбывая из командировки, он опять-таки должен поставить печать организации, в которую был направлен, а по прибытии в родную компанию — ее печать. Получается, что в командировочном удостоверении работника должны быть как минимум 4 печати: две свои и две чужие. А если работник по пути еще заглядывал в какие-либо организации, то и больше. Без этих печатей командировка считается не состоявшейся.
Возвратившись из командировки, сотрудник представляет руководству отчет о выполнении командировочного задания, а так же сдает в бухгалтерию авансовый отчет, прилагая к нему все оправдательные документы. В отличие от суточных, стоимость проезда и проживания даже при расчете налогов законодательно не ограничивается. Опять-таки действуют законы здравого смысла: если организация торгует банными вениками, то ей будет очень трудно объяснить налоговым инспекторам, почему ее директор регулярно выезжает в командировки в европейские столицы на многочисленные семинары и при этом проживает в лучших апартаментах пятизвездочных отелей.
Для учета расчетов с подотчетными лицами используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Это активно-пассивный счет. Если организация выдала сотруднику суммы под отчет — это счет активный, если сотрудник перерасходовал суммы и принято решение их возместить, то перед нами пассивные счет.

Бухгалтерские проводки расчетов с подотчетными лицами.


Какие документы должны быть у бухгалтера:

  1. Приказ, утверждающий список подотчетных лиц (если таковой имеется).
  2. Журнал регистрации доверенностей.
  3. Авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы (командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки, квитанции).


1 комментарий: