вторник, 27 марта 2012 г.

НДС. Налог на Добавленную стоимость

Нормативные документы, которые нужно знать!

  1. Налоговый кодекс РФ (глава 21 «Налог на добавленную стоимость»).
  2. Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
   До этого мы имели дело только с деньгами. Теперь нам предстоит отражать операции по поступлению материальных ценностей. И вот на нашем горизонте появляется первый налог (и один из самых сложных). Это налог на добавленную стоимость (НДС).

   Налог на добавленную стоимость в нашей стране был введен в 90-х годах как итог реформы всей экономической системы. Но, несмотря на это, этот налог один из немногих, схема взимания которого обработана настолько, что от него практически невозможно укрыться. Фактически это налог на расходы, хотя в названии это и не заявлено.

   С этим налогом, за некоторым исключением, имеют дело все бухгалтеры. Даже если Ваша организация не выплачивает НДС, то его могут выплачивать Ваши поставщики. Порядок расчета и уплаты этого налога регулируется Главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса.

    НДС является классически косвенным налогом и самым распространенным, вследствие чего и порядок отражения его в учете можно считать типовым и проводить учет иных косвенных налогов, в том числе акцизов, аналогично таблице.

                Порядок формирования и учета налога на добавленную стоимость









   НДС предполагает 3-процентные ставки для расчета и оплаты: 0%, 10% и 18%. Самая низкая ставка та, при использовании которой вся сумма входящего НДС переходит в категорию затрат. В этом случае конечным потребителем является Ваша организация, потому что, Вы не можете возместить этот налог, а включаете его в цену реализации как совокупные расходы.
Вторая — тоже льготная ставка — 10%, используется при расчете налога по отдельным видам товаров: продукты питания (кроме деликатесов), большая часть детских товаров, лекарств и еще несколько видов товаров; по основной же массе товаров применяется основная ставка НДС — 18%. Порядок расчета и отражения в учете по этим двум ставкам одинаков.
Рассмотрим на примере, каким же образом происходит учет и начисление НДС. В расчетах будем использовать стандартную ставку — 18%.

   Предположим, что наша организация занимается изготовлением табуретов. Основным материалом здесь выступают лесоматериалы, точнее доска и брус.

   Мы находим своего поставщика, который решает продать нам данный материал.
В сою очередь, поставщик заявляет нам, что цена его доски — 3 000 руб., но он будет продавать нам его за 3 540 руб.

   Почему? А потому, что на стоимость доски поставщик обязан начислить НДС в размере 18% , что составит 540 руб. (3 000 руб. х 18% / 100%). Таким образом, мы заплатим за доску 3 000  руб. и 540 руб. НДС.

   Для наглядности я упрощаю процесс производства и рассматриваю два варианта учета: первый вариант, согласно действующему законодательству, а второй – как не надо делать, откуда будет сразу же понятно почему.

Схема расчета НДС

3 000 — цена доски
540 — входящий НДС

Вариант 1 Вариант 2
Мы принимаем к учету стоимость доски как ее исходную цену и отдельно откладываем НДС на хранение, для нас это входящий НДС Мы учитываем стоимость доски по фактическим затратам на ее приобретение, т. е. вместе с суммой НДС
Теперь мы передаем доски в переработку по цене приобретения — 3 000 руб. и к цене приобретения добавляется заработная плата, начисленная нашим работникам за переработку — 1 000 руб. Таким образом, получаем фактическую себестоимость табуретов в размере 4 000 руб. Теперь мы передаем доски в переработку по цене приобретения – 3 540 руб. и к цене приобретения добавляется заработная плата, начисленная нашим работникам за переработку — 1 000 руб. Таким образом, получаем фактическую себестоимость табуретов в размере 4 540 руб.
Когда мы формируем цену реализации наших табуретов, то увеличиваем себестоимость товаров еще на 20-30%, в нашем случае на 800 руб. и получаем 4 800 руб. Когда мы формируем цену реализации наших табуретов, то увеличиваем себестоимость товаров еще на 20-30%, в нашем случае на 908 руб. и получаем 5 448 руб.
Таким образом, мы выставляем счет покупателю на 4 800 руб. + НДС = 4 800 руб. + 864 руб. = 5 664 руб. Таким образом, мы выставляем счет покупателю на 5 448 руб. + НДС = 5 448 руб. + 981 руб. = 6 429 руб.
Сколько же мы должны  перечислить в бюджет по НДС, как мы указали ранее — исходящий за минусом входящего НДС: 864 руб. – 540 руб. = 324 руб. — именно столько мы должны будем перечислить в бюджет по этой организации Сколько же мы должны  перечислить в бюджет по НДС, 981 руб. —  именно столько мы должны будем перечислить в бюджет по этой операции, т. е. в сравнении с первым вариантом больше чем в 3 раза, причем дважды облагаем налогом на одну и туже сумму и еще сам налог.
Как видно из расчета, НДС начисляется только на добавленную стоимость, а к ней относятся только затраты по оплате труда (соответственно со всеми начислениями) и сумма прибыли —  1 800 руб. х 18%= 324 руб. Подобная схема списания НДС возможна только для организаций, продукция которых подпадает под 0% НДС

Как же теперь все расписать по счетам?

Мы разбираем вариант 1, как типичный для большинства организаций. Стоимость материалов 3 000 руб., а с нас взяли 3 540 руб. Получается, что мы купили материал, но мы «купили» и прилагающийся к материалам налог. Он учитывается отдельно от материалов на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Поэтому делаем бухгалтерские проводки:

Дт 10  Кт 60   3 000 руб.
Дт 19  Кт 60   540 руб.

Этими проводками мы отражаем тот факт, что теперь у нас есть на 3 000 руб. материалов и на 540 руб. НДС, поэтому мы должны нашему поставщику в общей сложности 3 540 руб.
Поступление материалов должно в обязательном порядке сопровождаться передачей накладной. Это документ, подтверждающий поступлением материалов. Одновременно (или несколько позже) мы получаем документ, который называется счет-фактура. В нем указано, что НДС по данному товару составляет 540 руб. Счет-фактура формируется в двух экземплярах, один выдается покупателю, а другой остается у продавца. Этот документ будет необходим впоследствии при расчете НДС. Счет-фактура регистрируется в журнале регистрации полученных счетов-фактур. После оплаты материалов мы должны, кроме того, зарегистрировать счет-фактуру в специальном реестре, который называется «Книга покупок».
Материалы будут отпущены в производство, при этом стоимость отпущенных в производство материалов будет составлять 3 000 руб.

Дт 20 (или иного затратного счета)
Кт 10   3 000 руб.

А как же дальше учитывать НДС?

Мы подошли к вопросу о том, что такое «вычет» НДС (он же зачет или возмещение).
Ну вот, наши табуреты готовы. И мы решаем их продать. К нам приезжает покупатель, который желает купить табуретов на сумму 6 000 руб. В свою очередь, мы ему говорим, что наши табуреты стоят 6 000 руб., но, кроме того, мы должны взять с него НДС в размере 18 % от стоимости продукции, то есть еще 1 080 руб. В общей сложности товар обойдется покупателю в 7 080 руб. Таким образом, ситуация повторяется. Мы обошлись с нашим покупателем точно так же, как с нами обошелся наш поставщик лесоматериалов. И точно так же, мы возьмем 6 000 руб. себе, а 1 080 руб. составит налог. Мы должны выдать покупателю накладную на товар и счет-фактуру. В счете-фактуре сказано, что НДС  составляет 1 080 руб. Мы регистрируем его в журнале регистрации выданных счетов-фактур и в специальном реестре под названием «Книга продаж». Первый экземпляр счета-фактуры передается покупателю, второй остается у нас.
Итак, сумма НДС составила 1 080 руб. Этим налогом мы обложили наши табуреты. По нашим расчетам ранее уплаченный поставщику налог теперь может быть «принят к вычету» (еще говорят «взят к возмещению» или «зачтен»). Проще говоря, мы теперь можем уменьшить наш платеж по НДС на ту, уплаченную когда-то поставщику сумму НДС. Теперь платить в бюджет придется не 1 080 руб., а 756 руб. (1 080 руб. — 324 руб.).
Зачет НДС отражается проводкой:
Дт 68-НДС
Кт 19 540 руб.
Чтобы принять НДС к вычету, необходимо выполнить три условия:
  1. наличие счета-фактуры.
  2. оплата поставщику.
  3. активы, по которым НДС берется в зачет, должны быть приняты к учету, то есть материалы или товары оприходованы, работы приняты, услуги оказаны, а основные средства – переданы в эксплуатацию.
ВНИМАНИЕ! Если счет-фактура оформлен неправильно, НДС в зачет организация взять не сможет, и тогда ей придется платить налог полностью, без вычета (в нашем случае 1 080 руб.). Так что неправильное оформление этого документа приводит к тому, что организация переплачивает налог.
В том и суть налога на добавленную стоимость, что платиться налог, который является разницей между налогом, начисленным на то, что мы продаем, и налогом, уплаченным за то, что мы купили.
НДС к уплате — это разница между тем, что организация записала в книгу продаж, и тем, что она записала в книгу покупок.
Налог исчисляется и уплачивается ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В эти же сроки подается и налоговая декларация.
Мы еще вернемся к разговору об НДС. А сейчас запомните, пожалуйста, что некоторые организации могут не уплачивать НДС.

Какие документы должны быть у бухгалтера!

  1. Журнал учета счетов-фактур выданных.
  2. Счета-фактуры выданные (то есть свои).
  3. Журнал учета счетов-фактур полученных.
  4. Счета-фактуры полученные (то есть чужие).
  5. Книга продаж.
  6. Книга покупок.

И в завершение нашего сегодняшнего разговора немного слов о том, какие изменения в области НДС вносятся, начиная с 1.01.2009 г.

  1. Упрощен существующий порядок возмещения НДС по строительно-монтажным работам для собственного потребления. Теперь воспользоваться вычетом можно в том же налоговом периоде, в котором определяется налоговая база по налогу. Напоминаю, что сейчас заявить «входной» НДС к вычету можно лишь после перечисления исчисленного НДС в бюджет. Обращаю внимание — новый порядок возмещения применяется только к суммам НДС, исчисленным по строительно-монтажным работам с 1 января 2009 года. Тем же, кто выполнил строительно-монтажные работы для собственного потребления в период с 01.01.2006 по 01.01.2009 и не принял НДС к вычету, придется применять существующий порядок вычета.
  2. Отменяется с 1 января 2009 года уплата НДС «живыми» деньгами при бартерных сделках и взаимозачетах.  В отношении товаров, принятых к учету до 31 декабря 2008 года, сохраняется старый.
  3. До 270 дней увеличен срок подтверждения нулевой ставки по экспорту товаров в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.
  4. Расширен перечень операций с иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете, по которым организации и индивидуальные предприниматели — посредники признаются налоговыми агентами. В него включены передача имущественных прав, выполнение работ, оказание услуг.
  5. С 1 января 2009 года продавец товаров (работ, услуг, имущественных прав) при получении аванса/предоплаты исчисляет с их величины НДС по расчетной ставке и предъявляет его покупателю путем выставления счета-фактуры в 5-дневный срок с даты получения аванса. Сведения, которые необходимо указывать в счете-фактуре на аванс, прописаны в статье 169 НК РФ отдельным пунктом. Перечисливший аванс/предоплату покупатель может принять НДС, исчисленный продавцом с этой суммы, к вычету, но только при наличии:
    • договора, предусматривающего перечисление указанных сумм;
    • счета-фактуры продавца.
    Однако если договор будет расторгнут, а перечисленный ранее аванс/предоплата будут возвращены продавцом, покупателю придется восстановить ранее принятую к вычету сумму НДС с аванса/предоплаты, причем в том налоговом периоде, в котором такой вычет имел место.
  6. Отменяется существующий порядок возмещения НДС из бюджета, который позволяет налоговым органам искусственно затягивать возмещение налога организациям. Из-за того, что сейчас налоговый орган выносит по итогам проверки декларации единое решение, при наличии претензий только к небольшой части НДС «зависает» вся сумма налога, заявленная к возмещению. Начиная с нового года, возмещать НДС из бюджета станет проще. Закон обязал налоговые органы при наличии спорных сумм по итогам проверки выносить не 1, а 2 решения. Одно решение — в отношении заявленной к возмещению суммы НДС, по которой у ИФНС и налогоплательщика спора нет, второе решение — на спорную сумму.








1 комментарий: