понедельник, 26 марта 2012 г.

Расчетный счет в банке. Безналичные расчеты

Нормативные документы, которые нужно знать!

  1. Гражданский кодекс РФ (глава 44 «Банковский вклад», глава 45 «Банковский счет», глава 46 «Расчеты»)
  2. «Положение о безналичных расчетах в РФ» (утв. Центральным банком РФ 03.10.2002 г. № 2-П.)
   Каждая организация обязана иметь хотя бы один расчетный счет в банке. Количество расчетных счетов не ограничено: их можно открывать сколько угодно и в любом количестве банков.

   Организация представляет в банк заявление, нотариально заверенные корпии учредительных документов и документы, подтверждающие постановку на учет в качестве налогоплательщика. Организация должна представить в банк карточку с образцами подписей руководителя, его заместителя (первые подписи) и главного бухгалтера (вторая подпись). В карточке так же предоставляется оттиск печати. Карточка существует в одном экземпляре и находится в банке. Именно с этой карточкой операционисты банка сверяют подпись и печать на платежных поручениях. Если печати пока нет или она утеряна, то до ее изготовления допускается представлять в банк платежные документы без печати. При смене директора, его заместителя или главного бухгалтера следует уведомить банк, после чего в карточке должны быть проставлены подписи других лиц.


   Организация заключает с банком договор, именуемый «Договор о расчетно-кассовом обслуживании». В этом договоре определяются права и обязанности сторон. За свои услуги банк берет вознаграждение, которое при проведении банковских операций списывается с расчетного счета клиента. Тариф за ту или иную операцию определяется банком. Такая плата за банковское обслуживание является расходом организации (так называемым операционным расходом).

ВНИМАНИЕ! За перечисление налоговых платежей комиссия банка не взимается!
Как мы уже знаем, банк, в котором открыт счет организации, контролирует соблюдение этой организацией кассовой дисциплины.

Списать средства с расчетного счета клиента банк может только по распоряжению клиента, за исключением требований налоговой инспекции: налоговые недоимки и пенни списываются в так называемом безакцептном порядке; кроме того, право на безакцептное списание имеют организации энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения.
Для этого организация предоставляет в банк платежное поручение установленной формы в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

   Число экземпляров платежного поручения определяется банком. На первом экземпляре должны быть две подписи (первая и вторая), заявленные в карточке с образцами подписей, и оттиск печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами,отделениями от имени организации, документы подписываются лицами, уполномоченными на это главной организацией.

   При достаточном количестве денежных средств на счете платежные поручения обрабатываются банком в порядке их поступления. При недостаточности денежных средств на счете средства списываются в соответствии с очередностью, установленной Гражданским кодексом РФ (ст. 855).

Очередность осуществления платежей с расчетного счета.

  • Первая очередь — алименты и суммы в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью.
  • Вторая очередь — списание по исполнительным листам, предусматривающим перечисление средств на оплату труда и выплату выходных пособий.
  • Третья очередь — средства на оплату труда и отчисления во внебюджетные фонды.
  • Четвертая очередь — платежи в бюджет.
  • Пятая очередь — прочие исполнительные документы.
  • Шестая очередь — прочие платежи (например, оплата поставщикам).
   Среди платежных поручений, относящихся к одной очереди, списание производиться в порядке календарной отчетности. Даже если на расчетном счете достаточно средств, в платежном поручении обязательно указывается номер очереди.

   Организация может снимать денежные средства с расчетного счета для обеспечения платежей наличными, например, выплата заработной платы и т. д., но обязательно «излишки» наличности (суммы сверх лимита кассы) вносить на расчетный счет, например, выручка или невыплаченная заработная плата (об этом мы говорили в предыдущем выпуске). Как это оформляется?

   Если организация собирается сдать наличные средства из кассы на расчетный счет, она оформляет Объявление на взнос наличными. Этот документ состоит из трех совершенно одинаковых частей, одна из которых называется объявлением, другая — ордером, а третья — квитанцией. Информация, естественно, во всех трех частях идентична. После приемки денег одна из частей передается лицу, внесшему денежные средства, другая остается в банке, а третья прилагается впоследствии к выписке банка как обоснование поступления денег на расчетный счет.

   Если организация собирается снять средства с расчетного счета, то она обязана заполнить лист чековой книжки. Когда чековая книжка выдается организации, банк делает отметку о выдаче этой книжки в карточке. В чековой книжке не допускаются никакие исправления, впрочем, на обложке книжки написано, как с ней обращаться. Если лист чековой книжки (собственно, сам чек) испорчен, то он должен быть зачеркнут или иным способом следует отметить его аннулирование. Чек имеет корешок, причем в корешке указываются те же сведения, что и в самом чеке. При заполнении чека в нем указывается, на какие нужды организация получает денежные средства. Причем организация не имеет права впоследствии расходовать полученную наличность на иные цели. Чек отрывается и передается сотруднику, который поедет в банк за наличностью, а корешок остается в чековой книжке. Сотрудник приезжает в банк, подает чек, операционист открывает контрольную марку чека (она находится в углу листа) и передает сотруднику организации. С этой контрольной маркой сотрудник отправляется в кассу банка, где и получает денежные средства. При получении средств сотрудник имеет право их пересчитать, и для этого ему созданы все условия. Если сотрудник не пересчитал деньги при получении, то потом при недостаче он не имеет право предъявлять претензии банку.

   Наличные деньги привозятся в организацию, приходуются, а в корешке чека указывается номер ПКО, которым средства оприходованы в кассу.

   Банк имеет право знать, сколько наличных денег организация собирается получить и когда. Это связано с тем, что банк должен подготовить соответствующее количество наличности к тому моменту, когда организации, например, понадобятся крупные сумму на выплату заработной платы. Поэтому организация заполняет так называемый кассовый план, где указывает, в какие дни она собирается сдавать наличность и в каком количестве, и в какие дни — получать и в каком количестве. Сроки и периодичность подачи кассового плана определяются банком.

   В том случае, если организация имеет большой оборот наличных денежных средств, каждый день, ну или через день снимается выручка или сумма заработной платы слишком велика, да еще и руководитель беспокоится о своих сотрудниках, ведь не секрет, что основная масса работников бухгалтерии — женщины, организация может заключить с банком договор об инкассаторском обслуживании. В этом случае кассиру не придется носить деньги в банк, их к нему привезут, после подачи чека, или заберут сотрудники банка, которые называются инкассаторы.

   При инкассаторском обслуживании есть как свои плюсы: нет необходимости перевозить наличность «подмышкой», иногда из другого конца города, часто опасаясь быть ограбленным или просить у шефа солидное сопровождение; так и свои минусы: дополнительная оплата за дополнительные услуги и период ожидания инкассаторов, т. к. таких, как Вы, много.
О том, какие средства поступили на расчетный счет и какие выбыли с расчетного счета клиента, указывается в выписке банка. Этот документ выдается организации за каждый день, в котором имели место операции по счету клиента.

В выписке указывается:

  1. Наименование клиента.
  2. Наименование банка.
  3. Номер счета.
  4. Дата, за которую предоставляется выписка.
  5. Состояние счета на начало этого дня.
  6. Поступление средств на счет с указанием суммы и документа, на основании которого производиться поступление.
  7. Выбытие средств со счета с указанием суммы и документа, на основании которого производиться выбытие.
  8. Состояние счета на конец дня.
  9. Подпись операциониста банка.
   К банковской выписке прилагаются копии документов, на основании которых банк произвел операцию. На выписке напротив каждой записи бухгалтер проставляет бухгалтерские проводки.

Состояние счета организации является коммерческой тайной. Показывать банковскую выписку никому не обязательно (кроме лиц, которым право знакомиться с состоянием счетов предоставлено законом).

Бухгалтерские проводки по учету операций на расчетном счете

 Какие документы должны быть у бухгалтера:

  1. договор с банком о расчетно-кассовом обслуживании.
  2. платежные поручения.
  3. все выписки банка и прилагаемые к ним документы (желательно в хронологическом порядке).
  4. чековая книжка.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий