вторник, 27 марта 2012 г.

Учет нематериальных активов

В связи с ускорением научно-технического прогресса и усилением конкурентной борьбы интерес к нематериальным ресурсам постоянно растет. На современном этапе именно высокие технологии определяют конкурентоспособность предприятия, при этом увеличивается и доля нематериальных активов в общей сумме капитала предприятия.
Нематериальные объекты являются результатом интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. При отнесении объектов к нематериальным активам необходимо руководствоваться п. 1 ст. 1225 ГК РФ, в которой установлен закрытый перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах (НМА) устанавливает Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. № 153н. Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение условий, перечисленных в п. 3 1БУ 14/2007.
Объектами НМА являются результаты интеллектуальной деятельности (произведение, изобретение, полезная модель) или средства индивидуализации, на которые у организации имеются соответствующие права. В соответствии с ПБУ 14/2007 нематериальный актив на балансе организации может возникнуть только у владельца исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности или средства индивидуализации.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.
Исключительное право автора (патентообладателя) охраняется законом, но это право его обладатель может передать другому лицу на основании гражданско-правового договора. Это может быть договор об отчуждении исключительного аварского права (договор об отчуждении патента) либо договор о предоставлении права пользования исключительным авторским правом (лицензионный договор).
По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации — полном объеме другой стороне (приобретателю) (ст. 1234 ГК РФ).
По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права а результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах (ст. 1235 ГК РФ).
Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).
Дозой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).
Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных и переход исключительного права на них к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами. Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец первоначально принадлежит автору соответствующего объекта, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности. Защита исключительного права, удостоверенного патентом, может быть осуществлена лишь после государственной регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдачи патента. Срок действия исключительного права на эти объекты составляет: 20 лет — для изобретений; 10 лет — для полезных моделей; 15 лет — для промышленных образцов.
Договор об отчуждении патента, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец, заключаются в письменной форме и подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1369 ГК РФ).
Изобретениями признаются только новые предложения, опережающие современный уровень техники (п. 2, 3 ст. 1350 ГК РФ).
Охраняемая полезная модель — это техническое решение, относящееся к устройству. Патентоспособность полезной модели определяется ее новизной и промышленной применимостью.
Под промышленным образцом понимается художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия, его оформление (п. 1 ст. 1352 ГК РФ).
Типология интегральной микросхемы представляет собой определенное техническое решение, особый нематериальный объект, закрепленный на материальном носителе. Интегральная микросхема определена в ГК РФ как микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме или на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие.
Селекционными достижениями в соответствии с ГК РФ могут быть названы только сорта и породы, претендующие на правовую охрану, охраняемые или ранее охранявшиеся патентом.
Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 1465 ГК РФ).
Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. Основными формами распоряжения исключительным правом на секрет производства являются договор об отчуждении исключительного права на секрет производства и лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства.
Товарный знак и знак обслуживания представляют собой обозначения (слова, словосочетания, символы, знаки и пр.), индивидуализирующие производимые товары, выполняемые работы или оказываемые услуги. При этом товарный знак является средством индивидуализации товаров, а знак обслуживания — работ или услуг.
Товарный знак как объект интеллектуальной собственности нематериален, он носит в себе черты репутации товара и его производителя. Примером могут служить общеизвестные марки «Nikon», «Sony», «Nokia», «Microsoft», «Apple», «McDonalds». Товарный знак служит ориентиром при покупке, ведь не секрет, что изделия, маркированные зарекомендовавшими себя товарными знаками, пользуются повышенным спросом у определенных групп потребителей. Товарный знак позволяет выделить товар из однородных товаров других производителей, и покупатель, удовлетворенный покупкой определенной марки, в следующий раз будет руководствоваться просто товарным знаком.
Свидетельство на товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности после регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.
Наименованием места происхождения признается обозначение, представляющее собой современное или историческое наименование географического объекта, ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами.
Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот. Наименование места происхождения товара служит ориентиром для потребителя в выборе товара с присущими ему особыми качественными оценками и специфическими свойствами. Примером может служить минеральная вода нарзан, боржоми, ессентуки, приобретая которую потребитель рассчитывает на то, что местом происхождения является именно обозначенное место, а не иной географический объект.
В то же время обозначения географических объектов, ставшие со временем видовыми (т. е. обозначающими товар определенного вида) в результате их многократно и неконтролируемого использования, в качестве наименования места происхождения товара признаны быть не могут. Например, не могут быть признаны в качестве именования места происхождения товара географические объекты в таких товарах, как масло «Вологодское», колбаса «Полтавская», «Грильяж восточный», водка «Московская» и пр. Это объясняется тем, что в данном случае указанный товар в представлении потребителя ассоциируется уже не с географическим местом, обозначенным в названии товара, а с определенной рецептурой, по которой этот товар изготовлен.
Исключительное право на наименование места происхождения товара признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующего наименования федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности
Как и применительно к товарному знаку, в отношении наименования места происхождения товара в ГК РФ установлен первоначальный срок охраны продолжительностью 10 лет с возможностью его продления.
В соответствии с п. 4 ПБУ/2007 в составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Деловая репутация (англ. Goodwill – переводится как «доброе имя» фирмы)  — активы, капитал предприятия, не поддающийся материальному измерению, т. е. то, что на первый взгляд оценить сложно. Это известность на рынке и престиж фирмы, техническая компетенция и надежность качества продукции, круг клиентов и проверенных поставщиков, а также маркетинговые приемы, влияние, связи и пр. О наличии (или отсутствии) гудвилла можно судить лишь по успешности компании, работающей в равных условиях с аналогичными предприятиями, но привлекающей большее количество клиентов.
Положительная деловая репутация характеризуется более высокой рыночной ценой предприятия, чем балансовая стоимость его чистых активов, являясь надбавкой к цене, которую платит покупатель в расчете на будущие прибыли.
Возможна ситуация, когда при покупке компании появляется отрицательная деловая репутация. В противоположность гудвиллу ее называют — «бэдвилл». Отрицательная деловая репутация возникает, как правило, тогда, когда стоимость активов приобретенной фирмы превышает сумму, за которую она была приобретена.
Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т. п.
Величина приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).
Первичный документ Содержание операции Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Учет положительной деловой репутации
Договор купли-продажи, выписка банка по расчетному счету Перечислены денежные средства за приобретаемое предприятие по согласованной стоимости (в том числе аукционной) 60 51
Выписка банка по расчетному счету Внесена плата за государственную регистрацию права собственности на предприятие 76 51
После получения свидетельства о государственной регистрации права собственности на предприятие
Свидетельство о государственной регистрации прав, бухгалтерская справка Расходы по регистрации права собственности на предприятие отражены в составе прочих внереализационных расходов 91-2 76
Договор купли-продажи, акт приема-передачи предприятия, свидетельство о регистрации прав Отражены вложения в приобретение предприятия как имущественного комплекса 08 60
Сводный счет-фактура Отражена сумма НДС, предъявленная продавцом предприятия 19 60
Акт приема-передачи предприятия, договор купли-продажи, инвентаризационная опись активов предприятия, приходный ордер Оприходованы активы приобретенного предприятия, право собственности на которые перешло в связи с приобретением предприятия (по балансовой стоимости продавца) 01,08,10,
41,43,58
и др.
08
Акт приема-передачи предприятия, бухгалтерская справка Принята к учету дебиторская задолженность приобретенного предприятия 60,62,
76 и др.
08
Сводный счет-фактура Принята к вычету сумма НДС, предъявленная продавцом 68/НДС 19
Карточка учета нематериальных активов, бухгалтерская справка Принята к учету в составе НМА положительная деловая репутация предприятия (покупная стоимость предприятия, превышающая балансовую стоимость активов) 04 08
Бухгалтерская справка-расчет Отражена сумма амортизационных отчислений по деловой репутации (с месяца, следующего за месяцем перехода права собственности на предприятие) 20 (26,44) 04
Отражение отрицательной деловой репутации
Бухгалтерская справка-расчет Отрицательная деловая репутация учтена в составе прочих доходов организации 08 91-1

1 комментарий: