вторник, 27 марта 2012 г.

Нематериальные активы

Нормативные документы, которые нужно знать!

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н).
  2. Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
Активы – это, прежде всего имущество организации. И среди этого имущества есть такой его вид, как нематериальные активы. Это тоже имущество, но оно не имеет явного, осязаемого вида. Например, патент. Этот документ подтверждает право организации, предположим, производить какой-то лекарственный препарат. Такое право иногда очень дорого стоит. Но у него нет физической формы. Ведь лист бумаги, на котором это право зафиксировано, является лишь носителем текста, удобным для чтения подтверждением права. Мы платим за патент, а не за лист бумаги.
Или, например, фирменное наименование. Одна организация купила у другой организации право называть свой стиральный порошок, или свой крем, или свою питьевую воду каким-либо очень известным, широко разрекламированным именем. Организация-продавец, которая вложила в рекламу этого имени огромные деньги, продает право пользования этим именем за очень приличную сумму. Что же приобретает организация-покупатель? Опять-таки нематериальный актив. И в первом, и во втором случаях мы приобретаем нечто такое, что поможет нам в будущем получать прибыль, что служит нам, но мы не можем видеть это так, как видим основные средства или материалы. Нематериальные активы сокращенно называют НМА.
Итак, для того, чтобы актив был признан в качестве нематериального, необходимо, чтобы он обладал следующими свойствами:
  1. не имел материально-вещественной формы (еще раз отметим для себя, что вообще-то любое право как минимум зафиксировано на бумаге, но бумага в данном случае – это не форма материального актива, а всего лишь способ представить его в удобочитаемом виде);
  2. использовался для производственных нужд или для управления предприятием;
  3. использовался в течение длительного времени, т. е. более 12 месяцев (если производственный цикл более 12 месяцев, то НМА должен служить больше одного производственного цикла);
  4. мог приносить организации доход;
  5. приобретался не для перепродажи (опять-таки помним, что любое имущество, приобретенное для перепродажи, — это товар).
Как видим, признаки нематериального актива очень похожи на признаки основного средства. Далее мы увидим, что и учет их очень похож.
Кроме признаков нематериального актива, в ПБУ приводиться еще и перечень того, что следует считать нематериальным активом. Это исключительные права патентодателя на изобретение, полезную модель, промышленные образец, авторское право на компьютерные программы и базы данных, право владельца на торговый знак, знак обслуживания и т. д. А вот таланты, интеллект и деловые качества работников нематериальными активами не являются, ведь они принадлежат людям, а не организации. Человек может уволиться в любую минуту, унеся с собой все свои блестящие качества, а имуществом организации может считаться лишь то, что ей принадлежит.
Есть два очень интересных объекта, которые тоже являются нематериальными активами: в отличие от патента, их даже на бумаге не напишешь, в отличие от товарного знака, на коробке со стиральным порошком не нарисуешь. Один из них называется «деловая репутация», другой называется «организационные расходы». Они встречаются гораздо реже, чем прочие виды нематериальных активов. Попробуем разобраться, что это такое.
Итак, деловая репутация. Она возникает  только при так называемой купле-продаже предприятия как имущественного комплекса, т.е. когда продается целая организация со всем ее имуществом, запасами, документацией и т.д. Это означает, что организация получает нового хозяина.  Так вот, давайте представим себе, что продается магазин. Если посмотреть его документацию, то увидим, что в совокупности все его имущество стоит, предположим, 100 000 руб. Но новый владелец приобрел магазин за 130 000 руб. Зачем же он переплачивал? Ведь он может купить себе такое же помещение, накупить таких же прилавков, холодильников, полок, таких же запасов товаров, и это обойдется ему в 100 000 руб. Но он предпочитает переплатить за готовый магазин. А все дело в том, что магазин очень популярный. В нем всегда чисто и уютно, необычайное разнообразие товара, любезные и отзывчивые продавцы, удобно расположенные прилавки и столики.
Вот он и пользуется славой у всех окрестных жителей и жителей соседних районов, которые идут и едут в него, игнорируя расположенные под боком магазинчики. Новый покупатель переплатил за славу, за популярность, ведь для того, чтобы создать такую же популярность с нуля, ему пришлось бы заплатить гораздо больше. Вот и получается, что он купил за 100 000 руб. помещение, прилавки, товары, и за 30 000 руб. – деловую репутацию магазина. Деловая репутация может быть оценена только при продаже организации и отражена только в учете покупателя.
Теперь посмотрим, что представляют из себя организационные расходы. Представим себе, что три человека собрались открыть фирму и обсуждают, что каждый из них вложит в создаваемое предприятие. Один собирается вложить 100 000 руб., другой готов передать организации 5 компьютеров. А третий говорит, что его вклад – это все хлопоты и расходы, связанные с созданием организации, ведь они также стоят денег. Стороны записали это в учредительный договор. Вот и получилось, что вклад третьего учредителя – это организационные расходы. Для признания организационных расходов обязательны два условия: расходы должны быть понесены в связи с созданием организации и они должны быть записаны в качестве вклада учредителя.
Каждый приобретенный нематериальный актив должен быть оформлен как инвентарный объект.
Унифицированные формы документов, утвержденные Постановлением Госкомстата, не содержат форм документов, предназначенных для учета нематериальных активов. Единственный документ, который содержится в перечне унифицированных форм, - это «Карточка учета нематериальных активов» (форма НМА-1). Никаких других унифицированных форм Госкомстат не утверждал, но документы, тем не менее, должны быть. Организация самостоятельно должна разработать и утвердить, как минимум, следующие формы:
  1. акт приемки НМА
  2. акт списания НМА
  3. акт приемки-передачи НМА (этот документ необходим, главным образом, при продаже НМА).
Как и основные средства, нематериальные активы приобретаются на продолжительный срок и также считаются внеоборотными активами. Если материалы можно считать израсходованными в тот момент, когда они отпущены в производство, то НМА служат организации достаточно долго. Поэтому в момент их приобретения произведенные на них затраты нельзя считать расходами организации. Мы приобретает патент сроком на 5 лет и платим за это 100 000 руб., но будем считать, что мы расходуем по 20 000 руб. в год, ведь актив будет использоваться 5 лет.
Прибывший объект приходуется на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение нематериальных активов». Как видим, это очень напоминает учет основных средств. Например, приобретает патент стоимостью 200 000 руб.
Дт 08.5   Кт 60     200 000 руб.
Дт 19      Кт 60     36 000 руб.

Затем актив приходуется на счет 04. Документом, который является основание для этой записи, как раз и является акт приемки-передачи. Он так же, как и в случае с основными средствами, составляется комиссией и подписывается руководителем.
Дт 04   Кт 08.5     200 000 руб.
На полученный объект открывается карточка НМА-1, которая содержит описание этого актива. Поскольку актив не имеет физической формы, то очень важно, чтобы у организации были все документы, подтверждающие ее право на этот актив. В карточке должно быть указано, где они хранятся.
Амортизация начисляется исходя из срока полезного использования актива. В отличие от основных средств, срок полезного использования нематериальных активов обычно определить проще, ведь патенты, права на товарные знаки и прочие аналогичные права обычно предоставляются на определенный срок, и этот срок известен заранее. Тем не менее, бывает, что срок полезного использования определить нельзя, тогда считается, что он составляет 20 лет. По деловой репутации и организационным расходам срок полезного использования всегда составляет 20 лет.
Способы амортизации, которые позволено использовать для НМА, совпадают со способами, установленными для объектов основных средств.
Правда, в этом случае в этом случае применяется не 4, а 3 способа начисления амортизации:
  • Линейный
  • Способ уменьшаемого остатка
  • Способ списания стоимости пропорционально объему продукции.
И опять-таки, в большинстве случаев используется линейный способ. По деловой репутации и организационным расходам амортизация всегда начисляется только линейным способом.
Так, для нашего нематериального актива стоимостью 200 000 руб. установлен срок полезного использования 10 лет. Тогда сумма амортизации будет составлять 20 000 руб. в год, или 1 666,67 руб. в месяц.
Для начисления амортизации нематериального актива применяется счет 05 «Амортизация нематериальных активов», и проводки будут иметь вид:
 
 В отличие от основных средств, начисление амортизации нематериальных активов может производиться с использованием двух счетов: счета 04 и счета 05. А это значит, что проводки амортизации могут выглядеть иначе:
Какой именно способ будет использовать организация, она определяет в своей учетной политике. Выбранный способ должен применяться постоянно, из года в год. Если организация захочет изменить способ отражения амортизации, она может сделать это только с нового года, и не в коем случае не в середине года. Кроме того, для этого должны быть достаточно уважительные причины.
По деловой репутации и организационным расходам амортизация всегда начисляется только на счете 04.
Как в случае с основными средствами, выбытие объекта может происходить по различным причинам. Чаще всего это происходит, когда организация не может использовать нематериальный актив в своей деятельности либо истек срок его использования.
Пример. Организация имеет в собственности патент стоимостью 200 000 руб. Изначально срок использования патента – 10 лет, амортизация начисляется линейным способом с использованием счета 05. По прошествии 6 лет организация пришла  к выводу, что изготавливать продукцию, защищенную данным патентом, целесообразно. Принято решение о списании нематериального актива. Подписан акт о выбытии нематериального актива. На момент подписания акта в дебете счета 04 числиться первоначальная стоимость актива – 200 000 руб., в кредите счета 05 – накопленная амортизация в сумме 120 000 руб. Списываем амортизацию актива проводкой:
Дт 05   Кт 04     120 000 руб.
Теперь на счете 05 нет никаких данных, а на счете 04 отражается только остаточная стоимость (200 000 руб. – 120 000 руб. = 80 000 руб.). Поскольку этого актива в организации больше не будет, мы должны списать эту сумму, как мы уже знаем, на счет 91.
Дт 91   Кт 04     80 000 руб.
Теперь на счете 04 не осталось данных, а для бухгалтера объект является списанным, в карточке НМА-1 делается отметка о списании. Не забудем при этом, что с этого момента организация не имеет права использовать этот нематериальный актив в своей деятельности.

Бухгалтерские проводки по учету нематериальных активов

Документы, которые должны быть у бухгалтера:

  1. Акты приемки НМА на все объекты НМА.
  2. Карточки учета нематериальных активов (ф. НМА-1) на все объекты НМА.
  3. Акты списания НМА на все выбывшие НМА (в случае списания в результате ликвидации).
  4. Акты приемки-передачи НМА на все выбывшие НМА (в случае списания в результате ликвидации).

Комментариев нет:

Отправить комментарий