вторник, 27 марта 2012 г.

Материалы

Нормативные документы, которые нужно знать!

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н).
  2. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.01 г. № 119н).
  3. Постановление Госкомстата РФ от 30.10.97 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
Основным документом является Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.01г. № 44н).
Материалы относятся к числу так называемых оборотных активов, то есть в отличие от основных средств и нематериальных активов потребляются единожды, в течение одного производственного цикла.
Единицей учета материалов является номенклатурный номер. Что считать номенклатурным номером, решает сама организация. Это может быть номенклатурный номер «Лампа накаливания», и тогда по этому номенклатурному номеру могут учитываться все поступившие в организацию лампочки. Но это может быть и несколько номенклатурных номеров: «Лампа накаливания 40 Вт», «Лампа накаливания 60 Вт», «Ламп накаливания 75 Вт», «Лампа накаливания 100 Вт». Это зависит от того, насколько важно разделять виды материалов.
Или, предположим, можно приходовать рыбу под номенклатурным номером «Лосось», а может разделять: «Лосось дальневосточный», «Лосось норвежский» и т.д. На каждый номенклатурный номер открывается карточка учета материалов. В ней указывается наименование материала, единица измерения, входящий остаток, поступление, выбытие, исходящий остаток. Если материал поступает в одних единицах измерения, а отпускается в других (например, поступает в коробках (20 банок в коробке), а отпускается банками), то учет и поступления, и выбытия ведется в двух единицах измерения.
Наличие материалов подразумевает наличие склада. Ведь поступающие материалы приходуются на счет 10, они находятся в организации, но еще не использованы, а это значит, что где-то организовано их хранение. Не всегда следует понимать склад как здание, закрытое на амбарный замок, под охраной дяди с ружьем. Это может быть просто полка в офисе. Но в любом случае приказом директора назначается материально-ответственное лицо, с которым заключается Договор о полной материальной ответственности и которое отвечает за сохранность материальных ценностей. Количество лиц и перечни ценностей определяются организацией самостоятельно. Периодически содержимое склада должно инвентаризироваться, то есть пересчитываться и сверяться с данными бухгалтерского учета.
Как часто это будет происходить, решает руководство организации. Если при проведении инвентаризации обнаружится недостача ценностей, материально ответственное лицо будет нести за это ответственность. Содержимое складских карточек сверяется с данными бухгалтерского учета ежемесячно. Бухгалтер ставит на карточке складского учета свою подпись и знак того, что данные складского учета и данные бухгалтерского учета сверены и совпадают.
При поступлении материалы должны быть оценены. Их стоимость для организации – эта сумма всех расходов, которые пришлось произвести для того, чтобы материалы поступили в организацию и были пригодны к использованию.
Это:
  1. суммы, уплачиваемые продавцу;
  2. суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
  3. вознаграждения посреднической организации, через которую приобретены материалы;
  4. затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
  5. затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации;
  6. иные затраты, непосредственно связанные с приобретение материалов.
Для учета материалов организация может использовать счета 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Два последних счета принято применять «в паре» друг с другом. Будет организация использовать эти два счета или нет, указывается в ее учетной политике.
Чаще всего организация для учета материалов использует только счет 10 «Материалы».
А сейчас мы будем говорить о приемке материалов, но точно такой же порядок принят и в отношении поступления товаров.
При поступлении материалов от поставщика материально ответственное лицо (кладовщик или иное уполномоченное лицо) проверяет, соответствуют ли поступившие материалы тому, что написано в сопроводительных документах. Материалы проверяются по количеству и, насколько можно, по качеству (как минимум, стоит проверить целостность упаковки). Если все в порядке, принимающие лицо выписывает приходный ордер на поступившие материалы (форма этого документа утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 г. № 71а). В большинстве случаев с этого момента материалы считаются принадлежащими организации-покупателю. Если материалы не соответствуют документам по количеству, качеству или ассортименту, составляется акт как минимум в двух экземплярах. Акт подписывается представителями поставщика и покупателя. Может случиться так, что поставщик отсутствует, а материалы доставила сторонняя транспортная организация. Тогда вместо поставщика акт может подписать представитель транспортной организации как представитель незаинтересованной стороны. В конце концов, можно пригласить любое незаинтересованное лицо. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, другой – сотруднику, который отвечает за снабжение материалами. В дальнейшем на основании этого акта будет направлено письмо поставщику.
Проводки в бухгалтерском учете зависят от поступившего в бухгалтерию документа. Если это накладная, то отражается поступление материалов:
Дт 10   Кт 60
Если это акт, то материалы не считаются поступившими, а в учете делается запись:
Дт 76.2   Кт 60
Как видно, в последнем случае в бухгалтерском учете не отражается поступление материалов.
Счет 76.2 «Расчеты по претензиям используется, когда сторонам есть что выяснять друг с другом. Например, поступили некачественные материалы, или их количество не совпадает с тем, которое было заранее согласовано. Может получиться и так, что организация по ошибке получила и то, что она совсем не заказывала.
Сумма числиться на счете 76.2 «Расчеты по претензиям» до тех пор, пока стороны не разберутся, в чем дело. Если поставщик заменил «забракованные» материалы на те, которые устроят покупателя, то делается запись:
Дт 10   Кт 76.2
Если поставщик вернет деньги, ранее уплаченные за материалы, то делается запись:
Дт 51   Кт 76.2
Материалы списываются на различные нужды и различными способами. Первичные документы, которые являются основанием для списания – это требование–накладная и лимитно-заборная карта. Организация может использовать оба этих документа или любой их них.
Лимитно-заборные карты (форма № М-8) предназначены для отпуска материалов, которые систематически потребляются для изготовления продукции (выполнения работ и услуг). Например, хлебозавод ежедневно потребляет муку, дрожжи, сахар, соль, потребность в этих материалах известна и определяется расчетами технологов. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах обычно сроком на  один месяц. Один экземпляр находится на складе, другой – у получателя материалов. При отпуске материалов со склада в обоих экземплярах документа указывается количество отпущенных материалов. В документах ставятся подписи отпустившего и получившего материалы. В конце месяца лимитно-заборная карта сдается в бухгалтерию, и на основании этого документа производятся записи по выбытию материала со сч. 10.
В отличии от лимитно-заборной карты требование-накладная (форма № М-11) выписывается при разовом отпуске материалов. Например, на том же хлебозаводе понадобилось получить на складе какие-то запчасти, необходимые для ремонта оборудования. Требование-накладная составляется в двух экземплярах. В принципе, организация может все движение материалов оформлять требованиями-накладными, но этот документ выписывается на каждое выбытие материалов, поэтому при постоянном отпуске одних и тех же материалов поток оформляемых документов может завалить бухгалтерию и склады.
При списании материалов кредитуется активный счет 10. А что дебетуется? А дебетуются счета затрат. Мы уже знаем из темы «Основные средства», что существует несколько счетов, на которых собираются затраты организации. В зависимости от того, в какой цех или отдел поступают материалы, на лимитно-заборной карте или требовании-накладной указывается счет, на который списываются материалы. Если они отпущены в цех, где производится продукция, то это счет 20 «Основное производство», если это цех, выполняющий вспомогательные работы, то дебетуется счет 23 «Вспомогательное производство», и т.д. Организация сама решает, какими счетами обозначить те или иные ее подразделения, исходя из особенностей деятельности, рациональности, наглядности и здравого смысла.
При выбытии материалов бухгалтер должен, естественно, отразить это выбытие в денежной форме. Но как это сделать, если один и тот же материал поступал несколькими партиями, и цена материалов в этих партиях была различной?
Для решения этой проблем существует три метода списания материалов, причем эти же методы используются и для товаров.
Метод «по себестоимости каждой единицы» означает, что отпускаемый в цех материал (или продаваемый товар) должен быть списан по той же стоимости, по которой он был приобретен.
Этот способ применяется довольно редко, причем в определенных видах деятельности:  например, так списываются драгоценные камни в ювелирной промышленности, потому что два сапфира трудно перепутать между собой, их стоимость и характеристики могут очень различаться. Но как определить стоимость именно этой банки краски, если такая краска поступала от этого же поставщика 10 раз подряд, причем стоимость во всех 10 случаях различалась? Да и нужно ли это? Конечно, нет. Поэтому в большинстве случаев применяются другие, более удобные способы.

Для рассмотрения остальных трех способов примем некоторые исходные данные.
Показатель Количество Цена Сумма
Остаток материала «А» на начала месяца 100 ед. 20 руб. 2 000 руб.
Поступление материала «А» за месяц
1-я партия
200 ед. 22 руб. 4 400 руб.
2-я партия 150 ед. 21 руб. 3 150 руб.
3-я партия 400 ед. 23 руб. 9 200 руб.
Отпущено материала «А» за месяц 600 ед.

Остаток материала «А» на конец месяца 250 ед.

Будем считать, что материалы были отпущены после того, как поступили все три партии. Вам необходимо рассчитать стоимость списанных материалов тремя способами.
Метод «по средней себестоимости» является традиционным и самым распространенным.
Нам следует рассчитать среднюю стоимость отпущенных материалов. Для этого сначала определяем стоимость всех материалов вида «А», находящихся на складе:
2 000 руб. + 4 400 руб. + 3 150 руб. + 9 200 руб. = 18 750 руб.
Затем определяете общее количество материалов этого наименования, находящихся на складе:
100 ед. + 200 ед. + 150ед. + 400 ед. = 850 ед.
Теперь разделите общую стоимость на общее количество:
18 750 руб./ 850 ед. = 22,059 руб.
то есть, 22 рубля 06 копеек.
Таким образом, средняя стоимость единицы материала «А» составляет 22 рубля 06 копеек.
Теперь можно рассчитать, на какую сумму материалов отпущено:
22 руб. 06 коп. х 600 ед. = 13 236 руб.
Метод «ФИФО» подразумевает правило: первой списывается та партия, которая поступила первой. Это не означает, конечно, что работник склада бродит между полками, оттискивая именно тот рулон обоев, который был привезен раньше. Кладовщику нет никакого дела до метода ФИФО. Но бухгалтерия будет умножать количество отпущенного материала на цену более ранней партии.
Опять воспользуемся условиями нашего примера. Итак, отпущено со склада 600 единиц материала «А». Сначала списывает стоимость самой ранней партии. Для нас это остаток. Таким образом, первым будут списаны материалов по цене 20 рублей за единицу, а их всего 100 единиц.
100 ед. х 20 руб. = 2  000 руб.
Затем списываются материалы по стоимости 1-й  партии (их 200 единиц):
200 ед. х 22 руб. = 4 400 руб.
Затем списываем материалы по стоимости 2-й партии (их 150 единиц):
150 ед. х 21 руб. = 3 150 руб.
Мы списали уже 450 единиц
(100 ед. + 200 ед. + 150 ед.)
Осталось  списать 150 единиц, и их списываем по стоимости 3-й партии:
130 ед. х 23 руб. = 3 450 руб.
Теперь, когда определена стоимость всех  600 единиц, можно определить стоимость списанных материалов:
2 000 руб. + 4 400 руб. + 3 150 руб. + 3 450 руб. = 13 000 руб.
Как видим, эта сумма отличается от той, которую мы получи при использовании метода средней себестоимости. Эта разница происходит не потому, что списываются разные материалы, а потому, что применяются разные методы.
Организация может применять любой из этих способов. Можно установить один способ для всех материалов, можно применять разные способы к различным видам материалов: топливо списывать по средней себестоимости, продукты – по ФИФО, а канцтовары – по средней стоимости. Но поскольку это делает учет очень трудоемким и не дает никаких преимуществ, так практически никогда не бывает.
Метод списания материалов устанавливается организацией в учетной политике.

Канцелярские товары

С ними имеет дело практически любая организация. Это материалы, причем их номенклатура обычно очень велика (папки, скрепки, маркеры, ручки и т. д.). Вести учет по наименованиям канцтоваров – дело достаточно трудоемкое, и не очень рационально, так как в продаже бывает обычно несколько наименований ручек, несколько наименований ластиков и т.д., и все эти наименования указываются в накладных. Если открывать карточку на каждый вид карандашей, недолго и рассудок потерять! Можно установить номенклатурный номер «Канцтовары разные», открыть на него карточку и приходовать всю совокупность канцтоваров, хотя можно установить и отдельные карточки на маркеры или бумагу, если это Вам необходимо. Приходуются канцтовары так же, как и все остальные материалы:
Дт 10   Кт 60
Или
Дт 10   Кт 71
Поскольку канцтовары в установленном порядке оприходованы, они должны и списываться в установленном порядке. Целесообразно установить перечень сотрудников (например, это могут быть заместителя начальников отделов или любые другие лица), которым выдаются канцтовары для раздачи в их отделах. Составляется раздаточная ведомость, по которой материально ответственное лицо выдает представителю отдела, например, 50 наименований канцтоваров на месяц. Как сотрудники будут распределять стержни и линейки между собой, бухгалтерию не волнует, за это отвечает то самое лицо, которое получает канцтовары на свое подразделение. Получатель расписывается за полученные канцтовары, и с этой минуты на основании раздаточной ведомости материалы считаются списанными. Если есть возможность, с точки зрения рациональности учета целесообразно раздавать канцтовары (и списывать их) сразу после получения. Поскольку основным потребителем канцтоваров являются обычно общехозяйственные подразделения (бухгалтерия, канцелярия), чаще всего канцтовары списываются проводкой:
Дт 26   Кт 10

Хозяйственный инвентарь

Хозяйственный инвентарь (ведра, щетки и прочие аналогичные предметы) учитываются на счете 10, субсчете 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Несмотря на то, что некоторые их этих предметов в принципе могут служить свыше 12 месяцев, они учитываются в качестве материалов и списываются в момент передачи их в эксплуатацию. Выдача оформляется требованием-накладной. После передачи инвентаря организация должна обеспечить контроль его сохранности. Для этого, во-первых, выданные хозяйственные принадлежности закрепляются за конкретным лицом, которому они выданы, после чего их движение контролируется в аналитическом учете. Во-вторых, можно учитывать такое имущество на  забалансовых счетах.

Бухгалтерские проводки по учету материалов

Содержание операции Первичные документы Корреспонденция счетов
Дт Кт
1 2 3 4 5
1 Поступили материальные ценности от поставщиков Накладная, счет поставщика или договор 10 60
2 Отражены транспортно-заготовительные расходы, связанные с поступлением материалов Счет транспортной организации или договор 10 60
3 Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям и транспортным расходам Счет-фактура 19 60
4 Оплачен по безналичному расчету счет поставщика за поступившие материальные ценности и счет транспортной организации Платежное поручение, выписка банка 60 51
5 Оплачены наличными счет поставщика за поступившие материальные ценности и счет транспортной организации РКО, квитанция по приходному кассовому ордеру, чек ККТ 60 50
6 Списан НДС по поступившим и оплаченным материальным ценностям в зачет бюджету Запись в книге покупок, счет-фактура, выписка банка 68 19
7 Израсходованы материалы на нужды основного производства Требование-накладная, лимитно-заборная карта 20 10
8 Израсходованы материалы на нужды вспомогательного производства Требование-накладная, лимитно-заборная карта 23 10
9 Израсходованы материалы на нужды цеха Требование-накладная, лимитно-заборная карта 25 10
10 Израсходованы материалы на общехозяйственные нужды Требование-накладная, лимитно-заборная карта 26 10
11 Израсходованы материалы на нужды торговой организации Требование-накладная, лимитно-заборная карта 44 10

Документы, которые должны быть у бухгалтера:

  1. Договоры и полной индивидуальной материальной ответственности со всеми материально-ответственными лицами.
  2. Накладные на поступление и выбытие материалов.
  3. Карточки учета материалов.
  4. Требования-накладные.
  5. Лимитно-заборные карты.





























































Комментариев нет:

Отправить комментарий