понедельник, 26 марта 2012 г.

Принцип начисления в бухгалтерском учёте

   То, о чем мы сейчас будем говорить, постарайтесь, пожалуйста, запомнить и усвоить очень хорошо. Это важнейший принцип бухгалтерского учета, принятый во всем мире.

   Давайте попробуем представить себе такую ситуацию. Некая организация имеет на складе товар, за который она в свое время заплатила 10 000 рублей. Она собирается продать товар за 14 000 руб. 29 сентября приезжает покупатель и говорит: «Я готов купить у Вас товар, но, к сожалению, заплатить за него могу только 5 октября. Если Вас это устроит, я могу забрать товар хоть сейчас».

   Поскольку это надежный покупатель, который всегда добросовестно рассчитывается за приобретенный товар, организация заключает договор купли-продажи, товар покидает склад продавца и поступает в полное распоряжение покупателя. Теперь у продавца нет товара стоимостью 10 000 руб., но зато у него есть другое — есть задолженность перед ним покупателя на сумму 14 000 руб. То есть продавец имеет право на 14 000 руб. Впоследствии, уже в октябре, покупатель, как и обещал, заплатит за товар. Возникает вопрос: когда организация-продавец получила прибыль в размере 4 000 руб.? Это произошло в тот момент, когда покупатель увез товар и обязался заплатить за него 14 000 руб., или тогда, когда денежные средства поступили продавцу? Иными словами, если посмотреть на состоянии организации на конец сентября, была ли у нее в этот момент прибыль в размере 4 000 руб.?
Важнейший принцип бухгалтерского учета — принцип начисления — гласит, что хозяйственные операции отражаются по мере их совершения, независимо от движения денежных средств.
   А это значит, что продажа товара произошла именно 29 сентября. Ведь именно с этого момента продавец имеет право на 14 000 руб. в виде права требовать задолженность с покупателя, а не на 10 000 руб. в виде товара. Тогда возникает вопрос: получена ли прибыль, если покупатель впоследствии не заплатит? Да, прибыль все равно получена. Ведь организация-продавец может требовать эти деньги в суде, она имеет на них все права. А если судиться невозможно?


   Все равно, прибыль считается полученной в сентябре, но при этом бухгалтер впоследствии отражает в учете, что организация получила убыток в виде списанной задолженности покупателя, которую невозможно взыскать. Таким образом, и получение прибыли и получение убытка произведено в учете без движения денежных средств. Да, движения денег не было, но ведь реальные-то операции были и по методу начисления они должны быть отражены. Вот и получается, что организация денег может в глаза не видела, и при этом бухгалтер отразит в учете прибыль, с которой надо платить налоги.

   Другой пример. Организация в мае покупает материалы, но поставщикам за них еще не заплатила. Предположим, что стороны договорились об отсрочке платежа на 1 месяц. Тем не менее, материалов принадлежат купившей их организации, она имеет полное право ими распорядиться. Материалы поступают в цех для переработки в готовую продукцию, продукция затем продается. Возникает вопрос: были ли у организации в мае расходы на производство продукции. Да, были. Она израсходовала свои материалы. Именно свои. Да, она не заплатила за них, но до изготовления продукции у организации были в собственности материалы, а теперь их нет, значит, она их израсходовала. Опять-таки метод начисления фиксирует операцию по расходу материалов независимо от движения денег.

   Тем не менее, наряду с методом начисления существует и так называемый кассовый метод. Суть его заключается в том, что все операции фиксируются в учете только по факту движения денег. При кассовом методе организация отразит расход материалов не тогда, когда они действительно будут израсходованы, а тогда, когда заплатит за них. Соответственно, и прибыль будет получена не тогда, когда организация продаст продукцию или товар, а когда поступит оплата от покупателя. Кассовый метод разрешен к применению только для очень ограниченного круга лиц. Поэтому, говоря об отражении операций в бухгалтерском учете, будем подразумевать во всех случаях только метод начисления.

   В предыдущих рассылках мы с Вами познакомились с основными принципами и приемами учета. Вы уже знаете, что такое счета, двойная запись, баланс, бухгалтерская проводка, метод начисления. Теперь мы можем переходить к изучению отдельных областей учета. Но об этом в следующем выпуске.

   А сейчас поговорим о том, какими законодательными рамками ограничен бухгалтер в своей деятельности, чьи указания он должен выполнять и кто должен выполнять его указания.
В любом государстве вопросы учета и отчетности регулируются законодательством. Существует документ, который регулирует бухгалтерский учет в Российской Федерации. Это Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Этот закон любой бухгалтер должен знать очень хорошо. В нем содержится определение бухгалтерского учета.

   Согласно п. 1 ст. 1 Закона «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».
Поэтому, запомним сразу, что:
  1. В учете регистрируются ВСЕ хозяйственные операции, связанные с движением имущества, обязательств и капитала. Все без исключения. Организация не имеет права принять решение о том, что на время отпуска бухгалтера или ремонта офиса поступившая в это время информация не обрабатывается;
  2. Вся информация в учете должна отражаться только в денежном выражении. Если организации подарили компьютер, или она обменяла тонну яблок на тонну помидоров, эти операции все равно должны отражаться в денежном выражении;
  3. Учет предполагает оформление документов на каждую операцию. Бухгалтер должен иметь основание для того, что бы отразить ту или и иную операцию в учете, и оно должно быть документально подтверждено.
За организацию бухгалтерского учета отвечает руководитель. Это он решает, как будет осуществляться учет на предприятии. Он может вести бухгалтерский учет лично, а может нанять бухгалтера. Он может учредить бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером. А может передать на договорных началах ведение учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

   За ведение бухгалтерского учета и представление полной и достоверной отчетности отвечает бухгалтер (главный бухгалтер). Он подчиняется непосредственно руководителю организации, только руководитель назначает и освобождает бухгалтера от должности.

   Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (исключением является очень специфический документ — вексель, на нем не ставится не подпись главного бухгалтера, ни печать организации).

   Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Именно для всех, включая руководителя.

ВНИМАНИЕ!

   Ответственность за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации (п. 1 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете»).

НО

   Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств (п. 3 ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете»).

ПОЭТОМУ

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (п. 4 ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете»).

МОРАЛЬ: прежде чем подписать документ, следует очень внимательно его прочитать. Подпись бухгалтера на документе свидетельствует о том, что он ознакомился с документом и отвечает за то, что в нем написано.

1 комментарий:

  1. Вот контактные данные г-на Бенджамина, адрес электронной почты, lfdsloans@outlook.com. / Или WhatsApp 1 989-394-3740, который помог мне с займом в 90 000,00 евро, чтобы начать свой бизнес, и я очень благодарен, мне было очень тяжело, пытаясь найти способ, как мать-одиночка, вещи не были легкими со мной, но с помощью мистера Бенджамина улыбнулся мне в лицо, когда я смотрю, как растет и развивается мой бизнес. Я знаю, вы можете удивиться, почему я ставлю такие вещи здесь, но я действительно должен выразить свою благодарность, чтобы любой, кто ищет финансовая помощь или преодоление трудностей с этим бизнесом или желание запустить бизнес-проект могут позаботиться об этом и надеяться на выход из затруднений. Спасибо.

    ОтветитьУдалить