вторник, 27 марта 2012 г.

Товары

Нормативные документы, которые нужно знать!

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.
  2. Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».
  3. Постановление СМ РФ от 27.05.1993 г. № 501 «О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 8.08.2001 г. № 134— ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
  5. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Что называется товаром

Товаром называется любое имущество, приобретенное исключительно для перепродажи. Если организация приобрела автомобили и собирается их использовать — это основные средства, а если она собирается торговать этими автомобилями — это товар. Разумеется, фирма может приобрести автомобили, использовать их, а через некоторое время реализовать. В таком случае мы имеем дело с основными средствами. Товар — это то, что изначально приобретено именно для продажи.
Товары учитываются на активном счете 41 «Товары», причем порядок их учета регулируется тем же ПБУ 5/01, что и порядок учета материалов. Тем не менее, учет товаров имеет некоторые отличия.
Поступление товара отражается проводками:
Дт 41 Кт 60
Дт 19 Кт 60
Порядок приемки товара на складе аналогичен порядку приемки материалов, о чем уже говорилось в теме «Материалы».

Когда речь шла о материалах, мы говорили о том, что все расходы, которые пришлось произвести для того, чтобы материалы поступили в организацию и были пригодны к использованию, включаются в стоимость материалов. Это действует и в отношении товаров, но здесь предоставлен выбор, правда, только организациям, осуществляющим торговую деятельность. Такие организации могут затраты по доставке учитывать в стоимости товаров, но могут затраты по заготовке и доставке товаров, производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу, а это счет 44 «Расходы на продажу». То есть счет транспортной организации, полученный бухгалтером торговой организации, может отражаться проводкой:
Дт 41 Кт 60,
или проводкой
Дт 44 Кт 60
Выбор в этом случае делает бухгалтер. Этот выбор записывается в учетную политику и с тех пор фирма должна неукоснительно придерживаться этого правила.

Распределяем транспортно-заготовительные расходы

В первом случае необходимо продумать, как разделить сумму в счете транспортной организации на все привезенные товары (например, мыло, стиральный порошок, шампунь, зубную пасту). Ведь мы делаем проводку по дебету счета 41, а там учет ведется по видам товаров. Хорошо, если везли какой-то один товар, а если прибыло 25 наименований? Как их распределять: по стоимости, по весу или по объему? А это решает бухгалтер и опять-таки записывает в учетную политику. Если сказано в ней, что на каждый вид товара стоимость транспортировки распределяется пропорционально весу товара, значит, так тому и быть. Обычно удобно делить пропорционально стоимости товара.
Пример. Поступило 3 вида товара:
Дт 41 (1)    Кт 60        30 000 руб.
(стоимость товара № 1 — 30 000 руб.)
Дт 41 (2)    Кт 60        50 000 руб.
(стоимость товара № 2 — 50 000 руб.)
Дт 41 (3)     Кт 60        20 000 руб.
(стоимость товара № 3 — 20 000 руб.)
Итого стоимость товаров — 100 000 руб.
Затраты на перевозку составили 10 000 руб. Если распределим эту сумму по видам товаров пропорционально стоимости товара, то получаем, что
на товар № 1 приходится 3 000 руб.
на товар № 2 приходится 5 000 руб.
на товар № 3 приходится 2 000 руб.
Итого стоимость перевозки — 10 000 руб.
Делаем проводки:
Дт 41 (1) Кт 60        3 000 руб.
Дт  41 (2)       Кт 60        5 000 руб.
Дт 41 (3) Кт 60        2 000 руб.
Тогда
стоимость товара № 1 составит 33 000 руб. (30 000 руб. + 3000 руб.)
стоимость товара № 2 составит 55 000 руб. (50 000 руб. + 5000 руб.)
стоимость товара № 3 составит 22 000 руб. (20 000 руб. + 2000 руб.)
Во втором случае сумму в счете перевозчика делить на виды товара не надо. Она полностью относится в дебет счета 44, а там нет видов товаров. Но в конце месяца придется делить накопленные за месяц транспортные расходы. Ведь расходы относятся ко всем поставленным товарам, а часть товаров продана. Для этого существует специальная методика.
Пример. На начало месяца остаток транспортных расходов (Сальдо Дт 44) составил 5 000 руб. Всего за месяц транспортная фирма выставила торговой организации счетов на 20 000 руб. При этом было реализовано товара на 110 000 руб., и на конец месяца на складе осталось непроданного товара на 15 000 руб.
Как видим, к концу месяца накопилось транспортных расходов на сумму 25 000 руб. (5 000 руб. + 20 000 руб.).
Если сложить проданный и оставшийся на складе товар, получим: 125 000 руб. (110 000 руб. + 15 000 руб.).
Разделим все транспортные расходы на весь товар:
25 000 руб. / 125 000 руб. = 0,2 (или 20%).
Как видим, стоимость транспортных расходов за месяц составила 20% от стоимости товара.
А это значит, что и остаток транспортных расходов должен составить 20% от стоимости остатка товара. Остаток товара, как мы знаем, равен 15 000 руб. Значит, остаток транспортных расходов составит 3000 руб. (15 000 руб. х 0,2). Остальное должно быть списано на расходы в конце месяца. Поскольку транспортных расходов накопилось за месяц, как мы знаем, 25 000 руб. (5 000 руб. + 20 000 руб.), то списать придется 22 000 руб.

Два способа учета товаров

Отличия на этом не заканчиваются. Отражать товары на счете 41 тоже можно двумя способами, но это правило действует не для всех организаций.
Торговые организации бывают разные. Одни осуществляют оптовую торговлю, то есть реализуют товар другим организациям или частным предпринимателям для целей предпринимательской деятельности. В основном это реализация крупных или средних партий товаров. Другие осуществляют розничную торговлю, то есть реализуют товар населению для бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. И супермаркет, и маленькая булочная — это предприятия розничной торговли. Некоторые фирмы осуществляют оба вида деятельности. Запомним следующие правила:
  1. организация оптовой торговли учитывает товары только по покупным ценам, то есть по той стоимости, в которую ей обошлось приобретение товара (это тот вариант, который мы рассматривали ранее);
  2. организация розничной торговли может учитывать товары как по покупным ценам, так и по продажным ценам, то есть по той стоимости, которую впоследствии заплатит покупатель. Это является выбором розничной организации, и она обязана указать свой выбор в учетной политике.
Таким образом, для организации розничной торговли возможен вариант, который мы рассмотрим на примере.
Пример. В организацию розничной торговли поступили товары, учет ведется по продажны ценам. Покупная стоимость товара 10 000 руб. НДС — 1 800 руб. Организация собирается продавать товар за 15 000 руб. Тогда бухгалтер делает проводки:
Дт 41 Кт 60 10 000 руб.
Дт 19 Кт 60        1 800 руб.
Дт 41 Кт 42 5 000 руб.
Счет 42 «Торговая наценка» применяется только торговыми организациями, только в розничной торговле, и только тогда, когда в учетной политике записан способ учета по продажным ценам. Теперь на счете 41 — продажная стоимость товара 15 000 руб.
Внимание! В связи с тем, что счет 42 не отражается в балансе, организация в любом случае, независимо от выбранного способа, отражает в балансе товары только по покупным ценам!
Что касается списания товаров, то методы списания товаров аналогичны методам списания материалов.

Расходы на продажу (коммерческие расходы)

Торговые организации не используют в своей деятельности счета 20 и 26. Это связано с тем, что у них нет ни основного производства, ни общехозяйственных расходов. У них есть расходы на продажу, и все расходы без исключения относятся на счет 44 «Расходы на продажу». До этого мы говорили о том, что на счет 44 относятся расходы по транспортировке товара. Теперь мы уже знаем, как они делятся. Так вот, запомним одно из важнейших правил в учете торговых организаций: делятся только расходы по транспортировке. Все остальные расходы, какие бы они ни были, в конце месяца списываются на счет реализации, независимо от того, сколько товара продано, а сколько осталось в наличии. Именно поэтому бухгалтеры торговых организаций часто относят транспортные расходы на отдельный субсчет счета 44: так их удобнее выделять из прочих расходов.
Основные составляющие расходов на продажу:
  1. зарплата продавцов и администрации;
  2. ЕСН;
  3. амортизация торгового оборудования;
  4. аренда торговых и прочих помещений;
  5. расходы на рекламу;
  6. транспортные расходы.
Другие направления расходов тоже присутствуют, но эти являются наиболее важными.
Проводки по учету коммерческих расходов приведены далее в таблице.
А сейчас мы поговорим о том, почему торговые организации, как никакие другие, подвержены проверкам
Никого так не любят проверять, как торговые организации. Особенно любят проверять розничные организации, а из них — те, которые торгуют продуктами питания.
Итак, торговые организации любят проверять:
  1. торговые инспекции (кого-то обвесили, или чек не выбили, или товар храним не по правилам, покупателя обидели, ценников нет);
  2. налоговые инспекторы (в этом бизнесе слишком много наличных денег, а это нервирует налоговые органы);
  3. милиция (поскольку представители милиции имеют право составлять протокол об административных правонарушениях, поиск нарушений стражи порядка ведут активно);
  4. пожарные (все-таки народу много скапливается, и в случае нарушений пожарной безопасности последствия могут быть...);
  5. санэпидстанция (проверяют на наличие потенциальной угрозы здоровью населения по причине некачественных товаров и грязи в торговых помещениях).
Бухгалтер всегда должен быть готов к приходу дорогих гостей, поэтому наличие у продавцов медицинских книжек, наличие на товарах ценников, наличие на ККТ(в данный момент отменено, но снова войдет в силу с 2010 г.) голограмм и наличие в торговом зале текста Закона о правах потребителя лучше проконтролировать заранее. Все продавцы, консультанты торгового зала и кассиры должны четко знать, что первое их действие при появлении человека «с книжечкой» — связаться с администрацией фирмы. Любое пришедшее Вас проверять лицо должно предъявить документы, удостоверяющие его права на проведение проверки.

Бухгалтерские проводки по учету товаров и расходов на продажу

Содержание операции Первичные документы Корреспонденция счетов
Дт Кт
11. Поступили товары от поставщиков Накладная, счет поставщика или договор 41 60
22. Отражены транспортно-заготовительные расходы, связанные с поступлением товаров и отнесенные на стоимость товаров Счет транспортной организации или договор 41 60
33. Отражены транспортно-заготовительные расходы, связанные с поступлением товаров и отнесенные к расходам на продажу Счет транспортной организации или договор 44 60
44. Отражен НДС по приобретенным товарам и транспортным расходам Счет-фактура 19 60
55. Оплачен по безналичному расчету счет поставщика за поступившие товары и счет транспортной организации Платежное поручение, выписка банка 60 51
66. Оплачены наличными счет поставщика за поступившие товары и счет транспортной организации РКО, квитанция к приходному кассовому ордеру, чек ККТ 60 50
77. Отражена сумма торговой наценки в организации розничной торговли (при учете по продажным ценам) Расчет бухгалтерии, ценники 41 42

Какие документы должны быть у бухгалтера:

  1. Лицензия (если торговая деятельность лицензируется, например, торговля оружием).
  2. Прейскуранты (для организаций оптовой торговли).
  3. Ценники (для организаций розничной торговли).
  4. Договор с администрацией торгового центра (если торговля осуществляется в торговом центре).
  5. Журнал, в котором расписываются лица, проводящие проверки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий