понедельник, 26 марта 2012 г.

Что такое бухгалтерские счета и как ими пользоваться

   Мы выяснили, что такое бухгалтерский баланс и как он работает.

  Далее нам необходимо изучить очень важный момент. А момент этот заключается в следующем:

   Бухгалтерский баланс фиксирует моментный срез состояния имущества организации на определенную дату. Текущие же изменения в его составе отражаются на счетах бухгалтерского учета.

   Счет представляет собой локальную систему, в процессе формирования которой под воздействием хозяйственных операций осуществляются учет, текущий и последующий контроль за наличием и движением экономически однородного объекта.

   Это конечно очень сложно для запоминания понятие, но преставление Вы о нем должны иметь обязательно.

   Ну а теперь простыми словами.
   Счет — это те вспомогательные таблички, которые мы разбирали в прошлой рассылке. И Вы конечно об этом знаете.
   Но идем дальше.
   Счета бухгалтерского учета, или бухгалтерские счета, бывают активные и пассивные.
Активные счета — это счета, на которых отражается имущество организации (денежные средства, оборудование, материалы, товары).
Пассивные счета — это счета, показывающие источник имущества (взносы собственников, кредиты и т. д.).

  В нашем примере под наименованием каждого счета было обозначено активным или пассивным он является. Т.е. по признаку того имущество это или источник.
   Как видно, активными являются счета «Основные средства» и «Расчетные счета в банке», а пассивными — «Уставный капитал», «Займы» и «Прибыль».
   Наиболее легкий способ узнать, активный счет или пассивный, — это посмотреть, в какой части баланса расположена соответствующая строка (правая или левая сторона). Ну, об этом чуть позже.

   Есть еще счета, которые нельзя назвать активными или пассивными, а есть и такие, которые могут быть активными или пассивными в зависимости от ситуации. С этими счетами мы познакомимся позже, а пока просто запомним, что такие бывают.

   Существует официальный перечень бухгалтерских счетов, принятый в РФ. Этот документ называется «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации». Он утвержден Приказом Министерства финансов от 31.10.2000 г. № 94 и является обязательным для всех предприятий страны, кроме банков, бюджетных и страховых организаций.

   Этот документ представляет собой перечень счетов и субсчетов.
Субсчета — это своего рода «внутренний счетчик» в пределах одного счета. Так, например, счет «Материалы» имеет субсчета «Сырье и материалы», «Топливо», «Запасные части» и т. д. Каждый счет имеет свой номер. План счетов построен таким образом, чтобы учет можно было вести на предприятии любой отрасли.

   Например, счет 10 «Материалы». Бухгалтер кондитерской фабрики будет учитывать на этом счете муку и сахар, бухгалтер швейной фабрики — ткани и нитки, бухгалтер строительной организации — краску и линолеум, но любо бухгалтер знает, что счет 10 — это материалы, и, принимая дела в любой фирме, он сможет разобраться в бухгалтерских записях. Или, например, счет 50 «Касса». Глядя на счет 50, любой бухгалтер любой отрасли на территории РФ поймет, что речь идет о наличных деньгах в кассе организации.

  Счетов около 70, но это не значит, что все они активно используются на каждом предприятии. Тем не менее, по началу придется обращаться к Плану счетов постоянно, затем наиболее употребительные счета Вы запомните наизусть.
   В Плане счетов не указано, какой из счетов является активным, а какой — пассивным, это определяется исходя из «функции», из «предназначения» этого счета.

   Желательно запомнить номера наиболее часто используемых счетов. Но если счета не запоминаются сразу, расстраиваться не стоит, большинству бухгалтеров это сразу никогда не удавалось. В течение нашего знакомства с бухгалтерским учетом мы то и дело будем упоминать номера счетов, и ВЫ увидите, как постепенно они запомнятся сами собой. А вообще-то План счетов всегда у бухгалтера под рукой, и в случае, если встретиться ранее не используемый счет, бухгалтер просто открывает План счетов. Никто никогда не ставит своей целью заучить все счета.
   Ниже список самых популярных счетов.

Самые популярные счета

Номер счета Наименование счета Примечание
01 Основные средства Активный
02 Амортизация основных средств Применяется только «в паре» со счетом 01
04 Нематериальные активы Активный
05 Амортизация нематериальных активов Применяется только «в паре» со счетом 04
08 Вложения во внеоборотные активы Активный
10 Материалы Активный
20 Основное производство Активный
26 Общехозяйственные расходы Активный, но никогда не отражается в балансе
41 Товары Активный
43 Готовая продукция Активный
44 Расходы на продажу Активный
50 Касса Активный
51 Расчетные счета Активный
52 Валютные счета Активный
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками Пассивный (для кредитов и займов на срок до 1 года)
62 Расчеты с покупателями и заказчиками Пассивный (для кредитов и займов на срок свыше 1 года)
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам Пассивный
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам Пассивный
68 Расчеты по налогам Пассивный
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению Может быть как активным, так и пассивным
70 Расчеты с персоналом по оплате труда Может быть как активным, так и пассивным
71 Расчеты с подотчетными лицами Пассивный
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами Служит для отражения как прибылей, так и убытков
80 Уставный капитал Пассивный
84 Нераспределенная прибыль Служит для отражения как прибылей, так и убытков
90 Продажи Не является активным или пассивным, а предназначен для определения финансового результата, в балансе никогда не отражается
91 Прочие доходы и расходы Не является активным или пассивным, а предназначен для определения финансового результата, в балансе никогда не отражается
99 Прибыли и убытки Не является активным или пассивным, предназначен для определения конечного финансового результата, в балансе отражается в одной строчке со счетом 84

   Существует еще несколько счетов, которые называются забалансовыми. Они трехзначные (001, 002, 003 и т.д.), на этих счетах отражается имущество, которое находится в организации, но ей не принадлежит (например, оно арендовано или принято на временное хранение). Но пока мы будем говорить только о балансовых счетах.

  Если счет имеет субсчета, то они могут изображаться по-разному. Например, счет 10 «Материалы», как уже говорилось, имеет субсчета. Субсчет 3 называется «Топливо». Его можно написать 10-3, можно написать 10/3, можно написать как 10.3 — в любом случае Вас поймут.  
   Мы будем изображать субсчета через дефис: 10-3.

  Запомним теперь несколько важных терминов.

   Сальдо — это остаток на счете. Когда мы переносим из статьи «Расчетные счета в банке» нашего баланса сумму 30 000 руб. в маленькую табличку, мы переносим сальдо. Когда мы, произведя все наши операции, переносили из таблички «Расчетные счета в банке» сумму 70 000 руб. в статью баланса «Расчетные счета в банке», мы опять-таки переносили сальдо.

  В своей профессиональной деятельности, говоря о сальдо, бухгалтеры обычно имеют в виду остаток на конец месяца. Ведь фактически статьи баланса состоят их сальдо по счетам. Но остаток на конец месяца — это и остаток на начало следующего месяца. Остаток на расчетном счете на конец дня 31 мая — это остаток на этом же расчетном счете на 1 июня. И, соответственно, сальдо по счету 51 «Расчетные счета в банке» на конец месяца — это сальдо по этому же счету на начало следующего месяца. Если Вы увидели, что у Вас нет этого равенства — значит, допущена ошибка.

  Остаток на счете на начало месяца называют начальным сальдо, или входящим сальдо.
   Остаток на счете на конец месяца называют конечным сальдо, или исходящим сальдо.     
   И конечное сальдо по какому-либо счету — это начальное сальдо по этому же счету на начало следующего месяца.
   Схематически счета обычно изображаются в виде условной таблички, именуемой в разговорной речи «самолетиком». Выглядит «самолетик» так:

   Любой бухгалтер в свое время осваивал премудрости бухгалтерского учета, пользуясь «самолетиками».
   Дебет — левая сторона счета, обозначается обычно Дт или просто буквой Д.
   Кредит — правая сторона счета, обозначается как Кт или буквой К.
   «Поведение» дебета или кредита зависит от  того, какой перед нами счет, активный или пассивный.
   Если счет активный, то увеличение средств на этом счете отражают по дебету счета, а уменьшение — по кредиту.
   Вспомним наш пример. Организация купила компьютер, который должен быть отражен на счете 01 «Основные средства». Это активный счет, следовательно, увеличение на нем отражаем по дебету.


   Итак, запомним, что поступление основных средств — это запись по дебету счета 01, а выбытие основных средств — это запись по кредиту счета 01.

   Обратите внимание на то, где в нашем «самолетике» мы отразили сальдо. Сальдо в активном счете пишется в той части, где отражается дебет. В этом случае говорят, что у активного счета дебетовое сальдо. Для того, что бы лучше запомнить, заметим, что актив в балансе находится слева, вот и сальдо у этого счета тоже слева. Сальдо находиться в той части, в которой отражается увеличение средств на счете. В нашем примере начальное сальдо равно нулю.
Строчки «всего поступило» и «всего выбыло» называют оборотами. Дебетовый оборот говорит о том, что за весь рассматриваемый период на счете произошло увеличение на 30 000 руб., кредитовый оборот рассказывает о том, что за этот же период ничего не выбыло. Соответственно, остаток на конец рассматриваемого периода рассчитывается так:
Сальдо на конец периода = сальдо на начало периода + оборот по дебету счета ? оборот по кредиту счета.
   Представим данные счета 01:

30 000 руб. = 0 руб. + 30 000 руб. ? 0 руб.
Посмотрим на то, что произошло со счетом 51 «Расчетные счета». Он тоже является активным, увеличение показывается по дебету счета 51, а уменьшение — по кредиту. Когда хозяин организации переводил деньги на расчетный счет, когда поступал заем, когда поступили деньги за товар, операции отражались по дебету счета 51. Когда организация сама платила за товар, отдавала долг и приобрела компьютер, денежные средства ушли с расчетного счета организации и отражены по кредиту счета 51.


   Как видим, поступление средств на расчетный счет — это запись по дебету счета 51, а выбытие средств с расчетного счета — это запись в кредите счета 51.
   Точно так же ведет себя счет 41 «Товары».



   Аналогично — поступление товаров — это запись по дебету активного счета 41, а выбытие товаров — это запись по кредиту счета 41.
   Таким образом, для активного счета схема выглядит так:


    Теперь посмотрим, что и как отражается на пассивных счетах

   Если счет пассивный, то все делается наоборот: увеличение средств на этом счете отражается по кредиту счета, а уменьшение — по дебету.
   И опять действуют те же правила: пассив в балансе находится справа, вот и сальдо у пассивного счета тоже справа. Сальдо пассивного счета записывается по кредиту, то есть у пассивного счета кредитовое сальдо.
   Рассмотрим отражение информации на пассивном счете на нашем примере.


   В начале примера величина такого источника, как заемные средства, составляла 100 000 руб. Отдавая заем, мы тем самым уменьшили величину этого займа, уменьшили сумму средств на этом счете. Поскольку счет пассивный, то уменьшение отражается по дебету счета.

  Запомним, что получение займа — это кредит пассивного счета 66, а возвращение займа — это запись по дебету счета 66.
   Итак, правило определения сальдо на пассивном счете выглядит так:
   Сальдо на конец периода = сальдо на начало периода + оборот по кредиту счета ? оборот по дебету счета.
   Представим данные счета 66:

60 000 руб. = 0 руб. + 100 000 руб. ? 40 000 руб.
   Пассивный счет 80 «Уставный капитал» не испытывал на себе никаких воздействий хозяйственных операций.


   А вот счет 99 «Прибыли и убытки» в результате воздействия операций теперь имеет сальдо.


   Для пассивного счета схема выглядит так:


   В ходе наших расчетов мы сделали довольно много таблиц. Попробуем теперь объединить содержимое этих таблиц в одну таблицу, которая покажет одновременно все операции организации. Она называется оборотно-сальдовой ведомостью. В этой табличке каждый счет «вытянут» в строчку, причем мы смотрим только на обороты, а не на операции, происходящие в течение месяца.
   Например, счет 01 «Основные средства», который в виде «самолетика» выглядит так:



   Представим в следующем виде:




























Теперь та же процедура должна повториться для всех остальных счетов. Попробуем «вытянуть» в строчки наши таблички.
В результате получает таблицу следующего вида:
№ счета Наименование счета Остаток на начало периода Обороты за период Остаток на конец периода
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
1 2 3 4 5 6 7 8
01 Основные средства

30 000 руб.
30 000 руб.
41 Товары

50 000 руб. 50 000 руб.

51 Расчетные счета 30 000 руб.
160 000 руб. 120 000 руб. 70 000 руб.
66 Займы и кредиты

40 000 руб. 100 000 руб.
60 000 руб.
80 Уставный капитал
30 000 руб.


30 000 руб.
99 Прибыли и убытки


10 000 руб.
10 000 руб.
Итог:
30 000 руб. 30 000 руб. 280 000 руб. 280 000 руб. 100 000 руб. 100 000 руб.

   В оборотно-сальдовой ведомости все счета располагаются в порядке возрастания, независимо от того, как они расположены в балансе.
   Посмотрев на таблицу, мы видим, что столбик 3 и 4 представляют собой баланс, с которой организация начинала свой путь, в столбиках 5 и 6 отражены обороты, а столбики 7 и 8 — это баланс, который получился в результате произведенных операций. Обратите внимание на то, что сумма оборотов по кредиту всех счетов равна сумме оборотов по дебету всех счетов. Иначе и быть не может. Ведь если мы сейчас еще раз посмотрим свои операции, то увидим, что в каждой операции один раз сумма отражалась по дебету счета, и еще раз — по кредиту счета.

  Так что, мы можем запомнить, что оборотно-сальдовая ведомость содержит в итоговой строке три пары равных счетов: остатки на начало периода равны между собой, обороты по всем счетам в совокупности равны между собой, и остатки на конец периода равны между собой.
   Соответственно, мы уже вплотную подошли к бухгалтерским проводкам.
Ведь мы знаем две важные вещи:
  1. счета имеют номера.
  2. каждая операция отражается одновременно на двух счетах.
   Итак, мы взяли заем в сумме 100 000 руб. Денежные средства поступили на расчетный счет.  
   Счет «Расчетные счета» активный, как мы знаем, отражается по дебету, и мы должны сделать запись по дебету счета 51. При этом у нас возникают обязательства и появляется пассивный счет 66 «Краткострочные кредиты и займы» (напоминая, краткосрочные — это взятые на срок не более 1 года). Увеличение отражается по кредиту пассивного счета 66. Поэтому операция «Поступление заемных средств на расчетный счет» отражается записью:

Дебет сч. 51   Кредит сч. 66   100 000 руб.
или сокращенно
Дт 51   Кт. 66   100 000 руб.
Можно даже так:
Д 51   К 66   100 000 руб.
Иногда бухгалтерская проводка изображается другим способом:
Дт 51

100 000 руб.
Кт 66

   Последний способ появился позже. Пользоваться можно любым способом записи, однако отражение бухгалтерской проводки «в строчку» используется чаще — как более удобное и привычное для большинства бухгалтеров.

   То, что мы сейчас изобразили, — это бухгалтерская проводка, или бухгалтерская запись.
Взаимосвязь счетов в результате хозяйственной операции называется корреспонденцией счетов, а сами счета называются корреспондирующими. В данном случае счета 51 и 66 являются корреспондирующими.

  Теперь составим еще несколько корреспондирующих бухгалтерских проводок.
Операция «Поступление денежных средств в сумме 50 000 руб. из банка в кассу организации».

  В операции принимают участие два активных счета: счет 50 «Касса» и счет 51 «Расчетные счета». В кассе происходит увеличение средств — это означает, что запись производится по дебету счета 50. На расчетном счете происходит уменьшение средств — запись будет произведена по кредиту счета 51. В результате получаем корреспонденцию
Дт 50   Кт 51   50 000 руб.

  Операция «Поступили материалы на сумму 15 000 руб. Оплата поставщику еще не произведена».
   Рассуждаем так. Поступление материалов — это увеличение имущество организации. Счет 10 «Материалы» — активный, поэтому запись будет произведена по дебету счета 10. Но при этом у нас не произошло выбытие других активов. Мы не отдали деньги, не отдали взамен и никакого другого имущества. Тогда, может быть, у нас возникли обязательства, может быть, мы должны? Конечно, мы должны своему поставщику 15 000 руб. за материалы. У нас есть активно-пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», и мы показываем, что у нас появилось обязательство, сделав запись по кредиту счета 60. Вопрос: «Что за имущество Вы теперь имеете?» Ответ: «Материалы». Вопрос: «Каков источник Вашего имущества?» Ответ: «Источник — задолженность перед нашими поставщиками». Подобно тому, как банк предоставляет организации денежные средства и задолженность перед банком есть один из источников имущества, предприятие-поставщик предоставило материалы, и задолженность перед ним — это источник появления этого актива. Таким образом, нужно сделать запись:
Дт 10   Кт 60   15 000 руб.

  Теперь, когда мы будем производить ту или иную хозяйственную операцию, мы будем отражать ее бухгалтерской проводкой. Многие проводки настолько распространены, что бухгалтеры знают их наизусть, другие встречаются реже. Иногда в организации происходят такие операции, что сразу очень трудно определить, на каких счета их отражать.
 
Что можно посоветовать в этом случае начинающему бухгалтеру, т.е. Вам?
   Во-первых, знать наизусть самые распространенные бухгалтерские проводки. Многие из них мы рассмотрим в течение выхода нашей рассылки.
   Во-вторых, всегда стараться вникнуть в суть новой операции, понять, какие счета и почему принимают участие в операции, поступает или выбывает имущество, возникают или прекращаются обязательства.
   В-третьих, стоит приобрести сборник корреспонденции счетов. Таких справочников всегда много в продаже, хотя, при всем богатстве выбора, по большому счету, в них одна и та же информация. Так что если встречается редкая и необычная операция, можно найти проводку в справочнике.

Комментариев нет:

Отправить комментарий