6.3. Как
зарегистрировать ККТ в налоговых органах
Использовать кассовый
аппарат можно только после того, как он пройдет регистрацию в налоговых
органах. Как регистрировать ККТ, разъяснено в Положении о
регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой
организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение о
регистрации и применении ККТ), утвержденном Постановлением Правительства РФ от
23 июля 2007 г.
N 470.
Чтобы зарегистрировать
ККТ, предпринимателю необходимо представить в налоговую инспекцию по месту
своего жительства следующие документы (п. 15 Положения о
регистрации и применении ККТ):
1) заявление о регистрации
ККТ (по форме, утвержденной
Приказом ФНС России от 9 апреля 2008
г. N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о
регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой
техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники");
2) паспорт ККТ, подлежащей
регистрации;
3) договор о технической
поддержке ККТ, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического
обслуживания).
Аналогичный перечень
документов приведен и в п. 27
Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой
государственной функции по регистрации в установленном порядке
контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными
предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации
(далее - Административный регламент по регистрации ККТ), утвержденного Приказом
Минфина России от 10 марта 2009
г. N 19н.
Минфин России разъяснял,
что в паспорте ККТ содержатся сведения о контрольно-кассовой технике, в том
числе делаются отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации
в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте,
техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке
средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации
данной техники, которые отражены в учетном талоне. Поэтому, по мнению Минфина
России, учетный талон является необходимым дополнением к паспорту
контрольно-кассовой техники, представляемому при регистрации
контрольно-кассовой техники в налоговом органе (Письмо Минфина
России от 24 декабря 2008 г.
N 03-01-15/12-395).
Представления при
регистрации ККТ договора аренды помещения или свидетельства о праве собственности
на помещение не предусмотрено. Поэтому требование о представлении таких
документов при регистрации контрольно-кассовой техники и отказ в регистрации
контрольно-кассовой техники в случае их непредставления неправомерны (Письмо ФНС России
от 21 августа 2009 г.
N ШТ-17-2/161@).
Однако, по информации ЦТО,
на практике для регистрации ККТ в налоговых органах кроме указанных могут
понадобиться и другие документы:
- доверенность на право
регистрации ККТ в налоговом органе, оформленную в установленном порядке (ст. 185
Гражданского кодекса РФ), если регистрацию ККТ будет осуществлять не
индивидуальный предприниматель, а иное лицо, и документ, удостоверяющий
личность. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть
нотариально удостоверена;
- журнал
кассира-операциониста (форма N КМ-4
утверждена Постановлением
Госкомстата России от 25 декабря 1998
г. N 132), который должен быть прошнурован,
пронумерован, скреплен подписью и печатью организации (индивидуального
предпринимателя). Налоговый инспектор заверяет журнал подписью, штампом
налогового органа и ставит дату фискализации ККТ;
- журнал учета вызовов
технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8 утверждена
Постановлением
Госкомстата России от 25 декабря 1998
г. N 132), который должен быть прошнурован,
пронумерован, скреплен подписью и печатью организации (индивидуального
предпринимателя). Налоговый инспектор заверяет журнал подписью, штампом
налогового органа и ставит дату фискализации ККТ;
- паспорт версии на
подлежащую регистрации ККТ (проверяется правильность заполнения всех разделов
паспорта версии центром технического обслуживания и организацией
(индивидуальным предпринимателем));
- договор аренды
помещения, где будет установлена ККТ (либо свидетельство на право
собственности, либо договор о совместной деятельности, либо иные документы).
При регистрации ККТ для выездной торговли или резервной ККТ представление
документов на помещение, где будет установлена ККТ, необязательно;
- свидетельство о
государственной регистрации (оригинал или нотариально заверенная копия);
- свидетельство о
постановке на учет в налоговой инспекции (оригинал или нотариально заверенная
копия).
Если приобретен аппарат,
бывший в эксплуатации, то вместе с перечисленными документами представляется
копия старой регистрационной карточки с отметкой о снятии его с учета в
предыдущей налоговой инспекции.
В случае если
пользователем (уполномоченным лицом) представлен неполный комплект необходимых
документов или представлены для регистрации (перерегистрации, снятия с
регистрации) контрольно-кассовой техники документы, оформленные в
неустановленном порядке, специалист структурного подразделения, ответственного
за исполнение государственной функции, уведомляет об этом пользователя
(уполномоченное лицо) способом, подтверждающим получение уведомления (п. 37
Административного регламента по регистрации ККТ).
6.3.1.
Проверка документов и работоспособности ККТ
Получив документы,
налоговики в течение пяти рабочих дней обязаны зарегистрировать кассовый
аппарат (абз. 4 п. 15
Положения о регистрации и применении ККТ). Регистрация ККТ осуществляется путем
внесения сведений о ней в книгу учета
контрольно-кассовой техники. Одновременно с регистрацией ККТ налоговый орган
должен выдать пользователю карточку
регистрации ККТ, а также вернуть документы, прилагавшиеся к заявлению (абз. 5 п. 15
Положения о регистрации и применении ККТ).
Причем за эти же дни
инспектор, который занимается регистрацией ККТ, должен встретиться с вами и
проверить ваш аппарат. Время и место проведения ее осмотра согласовывается
после проверки представленного пользователем комплекта документов (п. 38
Административного регламента по регистрации ККТ). В большинстве налоговых
инспекций установлены приемные дни, когда предприниматель может привезти машину
для проверки. Впрочем, иногда налоговики сами приезжают туда, где установлены
ККТ. Например, регистрируют громоздкие аппараты - скажем, POS-терминалы. В
соответствии со ст. 5 Закона N
54-ФЗ индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать должностным лицам
налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к
соответствующей ККТ, представлять им документацию, связанную с приобретением и
регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ.
При осмотре
контрольно-кассовой техники специалисту структурного подразделения,
ответственного за исполнение государственной функции, следует убедиться в
исправности контрольно-кассовой техники, а также осуществить следующие
действия:
- обратить внимание на
целостность корпуса;
- проверить наличие на
корпусе контрольно-кассовой техники знаков "Государственный реестр",
"Сервисное обслуживание" и идентификационного знака, который содержит
наименование модели контрольно-кассовой техники и ее заводской номер (п. 39
Административного регламента по регистрации ККТ).
6.3.2.
Фискализация новой ККТ
Затем проводится так
называемая фискализация новой ККТ, ведь кассовый аппарат приобретен в нерабочем
(нефискальном) режиме (п. 40
Административного регламента по регистрации ККТ). В этом режиме функционируют
все элементы ККТ, включая накопление данных по продажам, формирование и печать
отчетов. При этом режиме остается незадействованной функция регистрации сменных
отчетов в фискальной памяти получения фискального отчета. Нефискальный режим
используется для проверки работоспособности ККТ. Его можно использовать и в
учебных целях. При оформлении покупки информация "Нефискальный" или
"Нефискальная операция" на чеке печатается отдельной строкой.
Фискальный режим работы
ККТ обеспечивает регистрацию фискальных данных о ККТ и операциях, выполненных
на ней, в фискальной памяти.
При фискализации
контрольно-кассовой техники вводится пароль доступа к фискальной памяти,
проверяется работа всех счетчиков и наличие необходимых реквизитов на кассовом
чеке, отпечатывается чек на сумму 1 руб. 11 коп. и снимается первый Z-отчет.
Данные документы вместе с заявлением о регистрации контрольно-кассовой техники
хранятся в территориальном налоговом органе в течение 5 лет (п. 41
Административного регламента по регистрации ККТ).
Перечень и формат
информации, вводимой в фискальную память ККТ, при ее регистрации и
перерегистрации утверждены Приказом ФНС России от 8 августа 2008 г. N ММ-3-2/351@.
Так, в соответствии с ним
в постоянный накопитель фискальной памяти вводятся следующие реквизиты:
- ИНН индивидуального
предпринимателя. Данный реквизит формируется и вводится вручную;
- наименование индивидуального
предпринимателя. Данный реквизит формируется и вводится вручную и печатается на
чеке из оперативной памяти ККТ (формат Р3 или Р4);
- заводской номер ККТ
(формат Р11). Заводской номер ККТ однократно вводится вручную, но может
вводиться и на предприятии - изготовителе ККТ;
- регистрационный номер
ККТ. Данный реквизит формируется и вводится автоматически из журнала
регистрации и вводится вручную;
- показания контрольных
счетчиков при регистрации и перерегистрации ККТ (формат Р26 и Р27). Реквизит
формируется и вводится автоматически из последней записи в постоянный
накопитель фискальной памяти в виде Z-отчета (сменного отчета);
- дата фискализации в
формате ДД/ММ/ГГ (формат Р18). Данный реквизит формируется и вводится вручную.
После фискализации
специалист налогового органа и пользователь ККТ (с привлечением специалиста
ЦТО) подписывают акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на
нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины по форме КМ-1 (п. 42
Административного регламента по регистрации ККТ). Его унифицированная форма утверждена Постановлением
Госкомстата России от 25 декабря 1998
г. N 132. Акт по форме КМ-1
фиксирует показания следующих счетчиков: контрольных счетчиков (отчета
фискальной памяти), регистрирующих количество переводов показаний суммирующих
счетчиков на нули, главного суммирующего счетчика, секционных суммирующих
денежных счетчиков. Он составляется в 2-х экземплярах, один из которых
передается в налоговую инспекцию, другой остается у индивидуального
предпринимателя.
Обратите внимание: днем
регистрации ККТ считается день ввода пароля налогового инспектора. С этого дня
вы можете использовать ККТ в работе.
6.3.3. Карточка
ККТ
И наконец, налоговик
заполняет вашу карточку регистрации ККТ и подписывает ее у своего начальника. Форма карточки
приведена в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 9 апреля 2008 г. N ММ-3-2/152@.
Карточка должна быть заверена печатью налогового органа (п. 44
Административного регламента по регистрации ККТ).
Вместе с карточкой
налоговик возвратит вам паспорт на регистрируемый аппарат и договор о его
техническом обслуживании.
Эту карточку вам выдадут
на руки - она должна находиться там, где установлена ККТ, в течение всего срока
ее эксплуатации. Ее представляют по требованию проверяющих, осуществляющих
контроль за применением ККТ. При снятии же аппарата с регистрации она
возвращается налоговому органу.
В карточке регистрации по строке
"Установлена по адресу" указывается фактический адрес места, где
данная ККТ будет использоваться. При использовании ККТ в выездной торговле в
карточке помимо указания юридического адреса добавляется "Выездная
торговля". Если же впоследствии кассовый аппарат по какой-либо причине
передается в другую точку, в которой предприниматель ведет свой бизнес, то в
карточку необходимо внести соответствующие изменения. Для их внесения владелец
ККТ должен представить в инспекцию ФНС России по месту регистрации заявление в
произвольной форме и ранее выданную карточку. В заявлении помимо данных
владельца ККТ необходимо указать ее заводской номер, дату регистрации кассового
аппарата, характер и причины вносимых изменений.
Рассмотрев заявление,
работники налогового органа производят запись нового фактического
местонахождения ККТ в ее регистрационной карточке. Если же кассовый аппарат
передается на определенное время, то указывается еще и период, на который
передается ККТ.
При утере или утрате
карточки регистрации ККТ налоговым органом выдается ее дубликат. Для этого
владельцу аппарата необходимо представить в налоговую инспекцию ФНС России
заявление, в котором указываются регистрационные данные его и ККТ, а также
причина выдачи дубликата.
Карточка регистрации
контрольно-кассовой техники хранится у пользователя по месту установки
контрольно-кассовой техники вместе с журналом кассира-операциониста
(составляемого по форме N КМ-4,
которая утверждена Постановлением
Госкомстата России от 25 декабря 1998
г. N 132) и журналом учета вызовов технических
специалистов и регистрации выполненных работ (составляемого по форме N КМ-8,
которая утверждена Постановлением
Госкомстата России от 25 декабря 1998
г. N 132). Указанное следует из п. 45
Административного регламента по регистрации ККТ.
6.3.4.
Могут ли налоговики отказать в регистрации ККТ?
Налоговый орган может и
отказать в регистрации ККТ. Это происходит, если (п. 22
Административного регламента по регистрации ККТ):
- представлен неполный
комплект необходимых документов, а также документов, оформленных в
неустановленном порядке, при условии неустранения пользователем указанных
недостатков;
- для регистрации
предъявлена модель ККТ, не включенная в Государственный реестр ККТ или
исключенная из Государственного реестра ККТ;
- истек нормативный срок
амортизации ранее применявшейся ККТ, исключенной из Государственного реестра ККТ;
- предъявлена ККТ,
находящаяся в розыске;
- обнаружена неисправность
ККТ, отсутствуют марки-пломбы, идентификационный знак, а также средства
визуального контроля (знаки "Государственный реестр" и
"Сервисное обслуживание");
- отсутствует заключенный
договор о технической поддержке ККТ между пользователем и поставщиком или ЦТО;
- представлены при
перерегистрации ККТ чеки, контрольные ленты и фискальные отчеты, которые не
соответствуют техническим требованиям к ККТ или отпечатаны в нефискальном
режиме.
При выявлении указанных
оснований налоговый орган должен направить пользователю письмо о причине отказа
в регистрации ККТ. Оно направляется в виде почтового отправления с уведомлением
о вручении не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления о
регистрации (перерегистрации, снятии с регистрации) ККТ. К указанному письму
прилагается представленный для регистрации (перерегистрации, снятия с
регистрации) комплект документов (п. 23 Административного
регламента по регистрации ККТ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий