5.3.
Сертификация товаров, работ, услуг
Помимо лицензирования
необходимо выполнить требования законодательства о сертификации продукции и
услуг. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции,
услуг и иных объектов регулируются Федеральным законом от 27
декабря 2002 г.
N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Заявителями Закон N 184-ФЗ
называет физических или юридических лиц, которые для подтверждения соответствия
принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата
соответствия, получает сертификат соответствия (абз. 7 ст. 2 Закона
N 184-ФЗ).
Под декларированием
соответствия Закон понимает
форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
В соответствии с абз. 6 ст. 2 Закона
N 184-ФЗ декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие
выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения
соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям
стандартов или условиям договоров; сертификат соответствия - документ,
удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям
стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия
на территории России может носить как добровольный, так и обязательный характер
(ст. 20 Закона N
184-ФЗ). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме
добровольной сертификации.
А обязательное
подтверждение соответствия осуществляется в формах:
- принятия декларации о
соответствии (далее - декларирование соответствия);
- обязательной
сертификации.
Обязательное подтверждение
соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим
техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям
технического регламента (ст. 23 Закона N
184-ФЗ). Объектом обязательного подтверждения соответствия может стать только
продукция, выпускаемая в обращение на территории России.
Закон N 184-ФЗ
придает равную юридическую силу декларации о соответствии и сертификату
соответствия независимо от схем обязательного подтверждения.
Пункт 2 ст. 28
Закона N 184-ФЗ к обязанностям заявителя относит:
- обеспечение соответствия
продукции требованиям технических регламентов;
- выпуск в обращение
продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, только после
осуществления такого подтверждения соответствия;
- указание в
сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации
о соответствии;
- предъявление в органы
государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических
регламентов, а также заинтересованным лицам документов, свидетельствующих о
подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов
(декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);
- приостановление или
прекращение реализации продукции, если действие сертификата соответствия или
декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
- извещение органа по
сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или
технологические процессы производства сертифицированной продукции;
- приостановление
производства продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не
соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов
государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических
регламентов;
- приостановление или
прекращение реализации продукции, если срок действия сертификата соответствия
или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в
обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о
соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока
службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Для того чтобы определить,
подлежат ли конкретные товары обязательной сертификации, необходимо
руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982, которым
утверждены Единый перечень продукции,
подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции,
подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о
соответствии.
Закон N 184-ФЗ не
запрещает при наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации
обращаться в любой из них, поскольку подобные услуги являются платной и
достаточно хлопотной процедурой (абз. 2 п. 1 ст. 28
Закона N 184-ФЗ). Выбор аккредитованного органа сертификации по желанию
заявителя может способствовать более быстрому и дешевому проведению сертификации,
что немаловажно.
Например, некоторые органы
сертификации на местах запрашивают для рассмотрения документы общим числом до
28 позиций, в число которых входят такие, как заявка на проведение сертификации
услуги (работы) в системе сертификации ГОСТ Р, приложение к заявке на
сертификацию услуг, анкета-вопросник (приложение к заявке на проведение
сертификации услуг торговли), устав, свидетельство о госрегистрации предприятия
(предпринимателя), заключение ЦГСЭН, журнал регистрации проверок, инструкция по
охране труда, график проведения инструктажа, а также другие документы, не
предусмотренные законодательством.
А если еще учесть, что
стоимость самой услуги в зависимости от сложности работ может достигать 4,5
тыс. руб., то становится ясно, что для многих ПБОЮЛ расходы на сертификацию
оказываются не по карману.
Но, несмотря на сложности,
которые таит в себе сертификация, пройти ее, по нашему мнению, все-таки
необходимо, учитывая, что КоАП РФ
устанавливает меры административной ответственности за нарушение норм
законодательства об обязательной сертификации.
Так, например:
- недостоверное
декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей
(ч. 1 ст. 14.44 КоАП
РФ);
- недостоверное декларирование
соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду,
типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация,
либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных
доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы
в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается
соблюдение требований технических регламентов, влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до
тридцати пяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.44 КоАП
РФ);
- реализация продукции,
подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в
сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или
декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей (ст. 14.45 КоАП РФ);
- маркировка продукции
знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям
технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном
законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком
соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических
регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о
техническом регулировании, влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.46 КоАП
РФ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий