воскресенье, 21 октября 2012 г.

5.3. Сертификация товаров, работ, услуг



5.3. Сертификация товаров, работ, услуг

Помимо лицензирования необходимо выполнить требования законодательства о сертификации продукции и услуг. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Заявителями Закон N 184-ФЗ называет физических или юридических лиц, которые для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия (абз. 7 ст. 2 Закона N 184-ФЗ).
Под декларированием соответствия Закон понимает форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В соответствии с абз. 6 ст. 2 Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия на территории России может носить как добровольный, так и обязательный характер (ст. 20 Закона N 184-ФЗ). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
А обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
- принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);
- обязательной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента (ст. 23 Закона N 184-ФЗ). Объектом обязательного подтверждения соответствия может стать только продукция, выпускаемая в обращение на территории России.
Закон N 184-ФЗ придает равную юридическую силу декларации о соответствии и сертификату соответствия независимо от схем обязательного подтверждения.
Пункт 2 ст. 28 Закона N 184-ФЗ к обязанностям заявителя относит:
- обеспечение соответствия продукции требованиям технических регламентов;
- выпуск в обращение продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
- указание в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
- предъявление в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документов, свидетельствующих о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);
- приостановление или прекращение реализации продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
- извещение органа по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
- приостановление производства продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
- приостановление или прекращение реализации продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для того чтобы определить, подлежат ли конкретные товары обязательной сертификации, необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982, которым утверждены Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Закон N 184-ФЗ не запрещает при наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации обращаться в любой из них, поскольку подобные услуги являются платной и достаточно хлопотной процедурой (абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона N 184-ФЗ). Выбор аккредитованного органа сертификации по желанию заявителя может способствовать более быстрому и дешевому проведению сертификации, что немаловажно.
Например, некоторые органы сертификации на местах запрашивают для рассмотрения документы общим числом до 28 позиций, в число которых входят такие, как заявка на проведение сертификации услуги (работы) в системе сертификации ГОСТ Р, приложение к заявке на сертификацию услуг, анкета-вопросник (приложение к заявке на проведение сертификации услуг торговли), устав, свидетельство о госрегистрации предприятия (предпринимателя), заключение ЦГСЭН, журнал регистрации проверок, инструкция по охране труда, график проведения инструктажа, а также другие документы, не предусмотренные законодательством.
А если еще учесть, что стоимость самой услуги в зависимости от сложности работ может достигать 4,5 тыс. руб., то становится ясно, что для многих ПБОЮЛ расходы на сертификацию оказываются не по карману.
Но, несмотря на сложности, которые таит в себе сертификация, пройти ее, по нашему мнению, все-таки необходимо, учитывая, что КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение норм законодательства об обязательной сертификации.
Так, например:
- недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ);
- недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.44 КоАП РФ);
- реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей (ст. 14.45 КоАП РФ);
- маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.46 КоАП РФ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий