11.2.
Порядок учета доходов, расходов
и хозяйственных операций
Порядок учета доходов и
расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее -
Порядок учета доходов и расходов) и примерная форма Книги учета
доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей
(далее - Книга учета доходов и расходов) содержатся в Приказе Минфина России N
86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г.
Порядок учета доходов и
расходов разработан в соответствии с п. 2 ст. 54
Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели
исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных
учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом
Минфином России и МНС России.
Для исчисления налоговой
базы необходимо обеспечить полноту, непрерывность и достоверность учета всех
полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при
осуществлении предпринимательской деятельности.
Учет доходов и расходов, а
также хозяйственных операций ведется в книге учета доходов
и расходов и хозяйственных операций, предназначенной для обобщения,
систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету
первичных учетных документах.
Данные учета доходов и
расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по
НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями на основании гл. 23 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации.
Если индивидуальный
предприниматель исчисляет и уплачивает налог в связи с применением упрощенной
системы налогообложения, то Налоговый кодекс РФ учет для
исчисления налога ведется с использованием Книги учета доходов
и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения (далее - Книга учета доходов и расходов по
УСН), утвержденной Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. N 154н (далее -
Приказ Минфина России N 154н), Книги учета доходов
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения
на основе патента (далее - Книга учета доходов и расходов по УСН на основе
патента), утвержденной Приказом Минфина России N 154н. Эти книги индивидуальные
предприниматели заполняют, руководствуясь соответственно Порядком заполнения
Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Порядок заполнения
Книги учета доходов и расходов по УСН), и Порядком заполнения
Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную
систему налогообложения на основе патента (далее - Порядок заполнения Книги
учета доходов по УСН на основе патента).
Если индивидуальный
предприниматель исчисляет и уплачивает налог в связи с применением УСН, то он
освобождается от уплаты от обязанности по уплате НДФЛ в отношении доходов,
полученных от предпринимательской деятельности. Исключение - НДФЛ, который он
должен уплатить с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224
Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 346.11
Налогового кодекса РФ). Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N
129-ФЗ в ЕГРИП содержатся сведения о кодах по ОКВЭД в отношении
тех видов деятельности, которые индивидуальный предприниматель указал при своей
регистрации. Налогоплательщик при регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя самостоятельно указывает виды экономической деятельности,
которые он планирует осуществлять. При этом доходы от деятельности, подпадающей
под вид деятельности, указанный индивидуальным предпринимателем при
регистрации, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской
деятельности, и в отношении таких доходов применяется УСН. В случае если
индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность вне рамок видов
деятельности, указанных индивидуальным предпринимателем при регистрации, то
доходы, полученные от этих видов деятельности, подлежат налогообложению НДФЛ.
Такие разъяснения относительно налогообложения доходов, полученных
индивидуальным предпринимателем в виде процентов, изложены в Письме Минфина
России от 19 мая 2011 г.
N 03-11-11/131. Но, по нашему мнению, эти разъяснения могут быть применены и к
случаям, когда индивидуальный предприниматель получает доходы и от иных видов
деятельности, осуществление которых он не предусмотрел при своей регистрации.
Если индивидуальный
предприниматель исчисляет и уплачивает налог в связи с применением ЕСХН, то
книгу учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих
систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее -
Книга учета доходов и расходов для ЕСХН), он заполняет по форме, утвержденной
Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 г. N 169н, руководствуясь Порядком заполнения
Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих
систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог) (далее - Порядок заполнения Книги учета доходов и
расходов для ЕСХН), утвержденной этим же Приказом.
Основные правила учета хозяйственных
операций определены разд. II Порядка
учета доходов и расходов.
В соответствии с этими
правилами учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется в валюте
Российской Федерации - в рублях. Заполнение книги учета
производится на русском языке. А если первичные документы составлены на
иностранном языке или иных языках народов Российской Федерации, то они должны
иметь построчный перевод на русский язык.
Учет полученных доходов,
произведенных расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальным
предпринимателем в одной книге учета доходов
и расходов раздельно по каждому из видов осуществляемой предпринимательской
деятельности.
Книга учета доходов
и расходов ведется на основании первичных документов позиционным способом и
отражает имущественное положение бизнесмена, а также результаты его
предпринимательской деятельности за налоговый период. Она может вестись как на
бумажных носителях, так и в электронном виде. Но при ведении книги учета в
электронном виде индивидуальные предприниматели обязаны по окончании налогового
периода вывести ее на бумажные носители.
Но ведь часто бывает так,
что предприниматель осуществляет какие-то специфические операции, учет которых
в книге учета стандартной формы является
неудобным, или он может быть освобожден от исполнения обязанностей
налогоплательщика НДС. Тогда в этом случае по согласованию с налоговым органом
он вправе разработать иную форму книги учета, оставив в ней показатели,
необходимые для исчисления налоговой базы, и (или) включив в нее иные
показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности.
Книга учета доходов
и расходов обязательно нумеруется, прошнуровывается, а на последней странице
индивидуальным предпринимателем указывается число содержащихся в ней страниц,
которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется
печатью до начала ее ведения.
Число содержащихся в Книге учета доходов
и расходов страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового
органа и скрепляется печатью, указывается и на последней странице
пронумерованной и прошнурованной распечатанной книги учета, ведущейся в
электронном виде.
Исправление ошибок в книге учета должно
быть обоснованно и подтверждено подписью индивидуального предпринимателя с
указанием даты исправления.
Книга учета доходов
и расходов предназначена для обобщения, систематизации и накопления информации,
содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах. Поэтому
хозяйственные операции, связанные с осуществлением предпринимательской
деятельности, должны подтверждаться первичными учетными документами.
Напомним, что первичные
учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся
в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных
Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического
развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные
реквизиты (п. 9 Порядка учета
доходов и расходов):
1) наименование документа
(формы);
2) дату составления
документа;
3) при оформлении
документа от имени:
юридических лиц -
наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;
индивидуальных предпринимателей
- фамилию, имя, отчество, номер и дату выдачи документа о государственной
регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;
физических лиц - фамилию,
имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес
места жительства, ИНН, если он имеется;
4) содержание
хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
5) наименование должностей
лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее
оформления (для юридических лиц);
6) личные подписи
указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с
применением средств вычислительной техники.
Следует заметить, что
почти аналогичные требования к реквизитам первичных документов содержатся в п. 2 ст. 9 Закона о
бухгалтерском учете. Но при этом в этом перечне обязательных реквизитов
отсутствует требование о проставлении ИНН организации, от имени которой
составлен документ. Связано это с тем, что Закон о
бухгалтерском учете устанавливает требования к первичным учетным документам,
которые подтверждают совершение хозяйственных операций в целях их
бухгалтерского учета, а Порядок учета
доходов и расходов перечисляет обязательные реквизиты первичных учетных
документов, используемых в целях налогового учета.
В унифицированных формах
первичных документов, например акте о приеме-передаче товарно-материальных
ценностей на хранение (унифицированная форма N МХ-1), акте
об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных
товаров (форма N ТОРГ-3), и
других первичных документах не предусмотрено проставление ИНН.
А п. 5 ст. 169
Налогового кодекса РФ обязывает проставлять ИНН в счетах-фактурах. Не стоит
забывать, что счет-фактура - не первичный учетный документ в целях Закона о
бухгалтерском учете. Минфин России в Письме от 12 июля 2005 г. N 03-04-11/154
разъяснял, что счет-фактура не является документом, на основании которого
ведется бухгалтерский учет, и, соответственно, не может признаваться первичным
учетным документом.
Порядок учета
доходов и расходов устанавливает к индивидуальному предпринимателю и ряд
требований не только по принятию к учету внешних документов, но также и по
документации, оформляемой самим индивидуальным предпринимателем.
Первичные учетные
документы (за исключением кассового чека) должны быть подписаны индивидуальным
предпринимателем (п. 10 Порядка учета
доходов и расходов).
Первичные учетные
документы должны составляться в момент совершения хозяйственной операции, а
если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
В кассовые и банковские
документы вносить какие-либо исправления не допускается. И в остальные
первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с
лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено
подписями тех же лиц с указанием даты внесения исправлений.
В данную статью были внесены изменения, теперь нужно ориентироваться на новую редакцию НК РФ часть 2.
ОтветитьУдалить