1.4. Чем
предприниматель отличается от юридического лица
Проанализировав нормы
действующего законодательства, можно остановиться на некоторых отличиях порядка
осуществления предпринимательской деятельности в статусе индивидуального
предпринимателя от порядка осуществления предпринимательской деятельности с
использованием любой из форм коммерческой организации.
В частности, можно
выделить следующие различия:
а) при регистрации
юридического лица учредители вносят от своего имени вклады в имущество
организации. Это могут быть деньги, товарно-материальные ценности или
внеоборотные активы. Имущество юридического лица с этого момента учитывается
отдельно от имущества учредителей. Предположим, что организация понесла убытки.
Кредиторы требуют возврата долгов. Юридическое лицо может рассчитаться с
кредиторами только в пределах своего имущества. То есть отдать основные
средства, ценные бумаги, товары, готовую продукцию и т.д. Учредитель же при
этом может "спать спокойно": забирать за долги личное имущество
учредителей нельзя, так как организация отвечает по долгам только своим
обособленным имуществом (ст. 48 Гражданского
кодекса РФ);
б) при регистрации
индивидуальный предприниматель не может по своему выбору арендовать офис в
любом из районов города и зарегистрироваться в налоговой инспекции по месту его
нахождения. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по
месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной
регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия
такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица,
имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по
месту его жительства (п. 3 ст. 8 Закона N
129-ФЗ). Поэтому, для того чтобы получить статус индивидуального
предпринимателя, гражданин должен подать необходимые документы в налоговую
инспекцию по месту жительства. Но при этом следует отметить, что, например,
регистрирующим органом г. Москвы является Межрайонная инспекция ФНС России N 46
по г. Москве. Следовательно, и индивидуальные предприниматели, и организации
при регистрации все необходимые документы должны подавать туда. В случае
принятия решения о государственной регистрации юридического лица,
индивидуального предпринимателя регистрирующим (налоговым) органом (Межрайонной
инспекцией ФНС России N 46 по г. Москве) вносится соответствующая запись в базу
данных Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого
государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
в) индивидуальные
предприниматели могут заниматься не всеми видами предпринимательской
деятельности, которые могут осуществлять организации.
Напомним, что поставки
этилового спирта осуществляются только организациями, которые имеют лицензии на
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе
денатурата (п. 4 ст. 9 Закона N
171-ФЗ). Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
осуществляются организациями (п. 1 ст. 11 Закона
N 171-ФЗ). К производителям лекарственных средств относится только организация,
осуществляющая производство лекарственных средств в соответствии с требованиями
Закона N 61-ФЗ.
Производство водки вправе
осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный
уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 80 млн руб. (п. 2.2 ст. 11
Закона N 171-ФЗ).
Розничная продажа
алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется
организациями (п. 1 ст. 16 Закона
N 171-ФЗ).
Организатором азартной
игры может быть только юридическое лицо, осуществляющее деятельность по
организации и проведению азартных игр (п. 5 ст. 4
Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном
регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации",
далее - Закон N 244-ФЗ).
Физическое лицо не может
зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя для осуществления
частной охранной деятельности. Частная охранная деятельность может
осуществляться только частными охранными организациями. В соответствии с Законом N 2487-1
частная охранная организация, специально учрежденная для оказания охранных
услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на
осуществление частной охранной деятельности. А частным охранником может быть
гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший
профессиональную подготовку для работы в качестве частного охранника, сдавший
квалификационный экзамен, получивший удостоверение частного охранника и
работающий по трудовому договору с охранной организацией (п. 2 ст. 1.1 Закона
N 2487-1).
И наоборот, Закон N 2487-1 не
содержит такого понятия как "детективная организация" или
"частное детективное агентство". Частным детективом может быть только
гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального
предпринимателя, получивший в установленном порядке лицензию на осуществление
частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги,
предусмотренные ч. 2 ст. 3 Закона N
2487-1;
г) до начала 2012 г. существовало еще
одно различие в деятельности индивидуальных предпринимателей и организаций.
Речь идет о порядке осуществления кассовых операций. Ранее действовал Порядок ведения
кассовых операций в Российской Федерации, который был утвержден Письмом
Центробанка от 4 октября 1993
г. N 18. Он распространялся на предприятия, объединения,
организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы
деятельности, и индивидуальные предприниматели в нем не были упомянуты. В связи
с этим давались разъяснения, что ранее действовавший Порядок ведения
кассовых операций в РФ на индивидуальных предпринимателей не распространялся (Письмо Минфина
России от 2 марта 2011 г.
N 03-01-10/1-15; Письмо ФНС России
от 14 июня 2011 г.
N АС-4-2/9386@). Также в Постановлении
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. N 1411/10 было
определено, что действующим на тот момент законодательством не предусмотрена
обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности
и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств.
В настоящее время согласно
п. 1.1 Положения о
порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на
территории Российской Федерации (далее - Положение о порядке ведения кассовых
операций), утвержденного Банком России 12 октября 2011 г. N 373-П, его
действие распространяется и на физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, с 1 января 2012 г. индивидуальные
предприниматели обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций,
определенный Положением N 373-П,
в том числе:
- определять лимит остатка
наличных денег;
- хранить на банковских
счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных
денег;
- оформлять кассовые
операции приходными кассовыми ордерами и расходными кассовыми ордерами;
- обеспечивать наличие
кассовых документов и других документов, оформляемых при ведении кассовых
операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в
РФ;
- вести кассовую книгу;
д) споры между гражданами,
зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между
указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются арбитражными судами, за
исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами
предпринимательской деятельности (п. 13 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О
некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации");
е) юридические лица должны
иметь самостоятельный баланс или смету и обязательно вести бухгалтерский учет.
В отличие от них индивидуальные предприниматели ведут только учет доходов и
расходов для подсчета налогов, которые следует уплатить в бюджет (п. 2 ст. 4 Закона о
бухгалтерском учете). Таким образом, индивидуальный предприниматель не должен
вести бухгалтерский учет, он обязан вести учет доходов и расходов и
хозяйственных операций в соответствующей книге учета. С 1
января 2013 г.
Закон о
бухгалтерском учете утратит силу и вступит в силу новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О
бухгалтерском учете" далее - Закон N 402-ФЗ). Он будет распространять свое
действие на следующих лиц (экономических субъектов):
- коммерческие и
некоммерческие организации;
- государственные органы,
органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных
фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Центральный банк
Российской Федерации;
- индивидуальных
предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты,
нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой;
- находящиеся на
территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные
подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством
иностранных государств, международные организации, их филиалы и
представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не
предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Экономический субъект
будет обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ,
если иное не установлено Законом N 402-ФЗ.
Однако Закон N 402-ФЗ
устанавливает, что бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ
могут, в частности, не вести индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся
частной практикой, в случае, если в соответствии с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и
(или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным
законодательством. Но то, что индивидуальный предприниматель должен исчислить
налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета
доходов и расходов и хозяйственных операций, указывает п. 2 ст. 54
Налогового кодекса РФ. Таким образом, с 1 января 2013 г. индивидуальный
предприниматель также может не вести бухгалтерский учет, поскольку он обязан
вести учет доходов и расходов и хозяйственных операций в Книге учета.
При этом следует отметить,
что в некоторых нормативно-правовых актах, которые касаются порядка заполнения
расчетов и иных форм документов, содержатся положения, что они заполняются на
основании данных бухгалтерского учета. При этом не проводится различий в
отношении порядка заполнения этих форм организациями или индивидуальными
предпринимателями. Так, например, в абз. 2 п. 1 Порядка
заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации,
страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов,
производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (формы РСВ-1 ПФР),
утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15 марта 2012 г. N 232н, указано, что
основанием для заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР
являются данные бухгалтерского учета.
Аналогичные положения
указаны и в абз. 2 п. 1 Порядка
заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на
выплату страхового обеспечения (формы-4 ФСС), утв.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12 марта 2012 г. N 216н.
Также п. 1 ст. 11
Федерального закона от 1 апреля 1996
г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного страхования" указывает, что
сведения персонифицированного учета об уплачиваемых страховых взносах, которые
страхователи представляют в территориальный орган ПФР, формируются на основании
данных бухгалтерского учета;
ж) некоторые статьи
Налогового кодекса РФ,
предусматривающие меры налоговой ответственности за совершение налоговых
правонарушений, которые применяются к организациям, не могут распространяться
на индивидуальных предпринимателей.
Например, ст. 120 Налогового
кодекса РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета
доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. Но субъектом,
подлежащим привлечению к ответственности по данной статье, является
организация, а не индивидуальный предприниматель.
Так, Минфин России в Письме от 9 июня 2011 г. N 03-02-07/1-187 на
запрос налогоплательщика-организации дал разъяснение о порядке применения мер
ответственности в соответствии с данной статьей при
ненадлежащем оформлении первичных учетных документов. Он указал, что первичные
учетные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями
действующего законодательства. Своевременное и качественное оформление
первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в
бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных
обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы (абз. 2 п. 4 ст. 9
Закона о бухгалтерском учете). Минфин России напомнил, что унифицированные
формы первичной учетной документации по учету торговых операций, в том числе Постановлением
Госкомстата от 25 декабря 1998
г. N 132.
А отсутствие оформленных
надлежащим образом первичных учетных документов является, по мнению Минфина
России, основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой
ответственности, предусмотренной ст. 120 Налогового
кодекса РФ. Напомним, что в соответствии с данной статьей
предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и
расходов и объектов налогообложения, под которым для целей применения данной статьи понимаются:
- отсутствие первичных документов,
- или отсутствие
счетов-фактур,
- или регистров
бухгалтерского учета или налогового учета,
- систематическое (два
раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное
отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в
отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей,
нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Мы помним, что выше был
сделан вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность
индивидуального предпринимателя иметь печать. Исходя из этого, а также учитывая
разъяснения Минфина России в Письме от 9 июня 2011 г. N 03-02-07/1-187,
можно сделать вывод, что индивидуальный предприниматель, не проставивший печать
на первичном учетном документе, форма которого предусмотрена в альбомах
унифицированных форм первичной учетной документации (в частности, в товарной
накладной, составляемой по унифицированной форме N ТОРГ-12,
утв. Постановлением
Госкомстата России от 25 декабря 1998
г. N 132), не может быть привлечен к налоговой
ответственности по ст. 120 Налогового
кодекса РФ, в отличие от юридического лица;
з) некоторые статьи КоАП РФ,
предусматривающие меры административной ответственности за правонарушения в
области налогов и сборов, которые применяются к организациям, не могут
применяться к индивидуальным предпринимателям. Так, к индивидуальным
предпринимателям не применяются некоторые меры административной
ответственности, предусмотренные, в частности:
- ст. 15.3 КоАП РФ за
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
- ст. 15.4 за
нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке
или иной кредитной организации;
- ст. 15.5 за
нарушение сроков представления налоговой декларации;
- ст. 15.6 за
непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
- ст. 15.7 за
нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;
- ст. 15.8 за
нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);
- ст. 15.9 за
неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам
налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
- ст. 15.11 за грубое
нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской
отчетности.
Индивидуальные
предприниматели не могут быть привлечены к установленной названными выше
нормами административной ответственности как должностные лица. Это следует из примечания к ст. 15.3
КоАП РФ. Указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный
предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей
руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, сам осуществляет
права и обязанности названных должностных лиц (п. 23 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах,
возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях");
и) различаются
ограничения, установленные для начала применения УСН организациями и
индивидуальными предпринимателями. Подробнее эта информация изложена в п. 13.2
данной книги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий